В Екатеринбурге православные провели несогласованный крестный ход в честь «Царских дней». Шествие стало кульминацией конфликта между свердловским губернатором Евгением Куйвашевым и митрополитом Евгением (Кульбергом) и своеобразной точкой невозврата в церковно-государственных отношениях на Урале.
Крестный ход раздора
События вокруг крестного хода развивались в течение недели с небольшим. За десять дней до мероприятия замгубернатора Павел Креков намекнул на то, что крестного хода не будет. По его словам, руководство области и Екатеринбургская епархия находятся в постоянном диалоге и готовы принять общее решение.
На следующий день губернатор Евгений Куйвашев подтвердил — власти не согласовали крестный ход из-за ухудшения ситуации с коронавирусом. В качестве утешения Куйвашев пообещал, что в следующем году он пройдет вместе с верующими по «царскому маршруту».
Спустя несколько часов митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений заявил, что он понимает обеспокоенность властей, но верующие несмотря ни на что пойдут до Ганиной Ямы, и он пойдет вместе с ними. Вскоре после этого секретарь епархиального совета игумен Вениамин (Райников) пояснил, что паломники все равно приедут в Екатеринбург, и если власти не согласуют шествие, то они пойдут без согласования по тротуарам.
Фото пресс-службы Екатеринбургской епархии РПЦ
После этого начались переговоры между областным руководством и епархией. Они закончились заявлениями властей о том, что крестного хода не будет. Епархия, в свою очередь, также перестала говорить о крестном ходе. Перестал делать заявления на эту тему и сам митрополит. Между тем было понятно, что если в ночь с 16 на 17 июля сначала будет литургия в Храме-на-Крови, а потом молебен на Ганиной Яме, то из одной точки в другую верующим надо будет как-то добираться. И другого способа, как пойти пешком, у них не будет. Вопрос был лишь в том, пойдет ли с ними митрополит. Если пойдет — это будет открытый вызов губернатору и открытая претензия на статус независимого политического субъекта.
Митрополит пошел. Он участвовал в шествии вместе с митрополитом Ташкентским Викентием (Морарем), основателем традиции «Царских дней». Компанию им составил православный бизнесмен, владелец телеканала «Царьград» Константин Малофеев.
После мероприятия обе стороны попытались сделать вид, что ничего страшного не произошло. Ни власть, ни епархия не стали называть шествие «крестным ходом». Но даже если формально оно не подпадает под определение этой религиозной церемонии, с политической точки зрения это был серьезный жест. Во время официального запрета на массовые мероприятия митрополит символически возглавил колонну из нескольких тысяч человек, которые прошли два десятка километров вопреки требованиям властей. И да, не все из них были в масках.
Евгений против Евгения
Из этого события можно сделать несколько выводов.
Первое — в Свердловской области отсутствует эффективная коммуникация между региональной властью и РПЦ, и уж точно нет никакой «церковно-государственной симфонии». Судя по всему, и отказ согласовать шествие, и последующие заявления епархии стали неожиданностью для противоположных сторон. Выработать единое решение, сделать совместное заявление власть и епархия оказались не в состоянии. Можно только гадать, почему этот диалог вдруг стал невозможен. Но совершенно точно понятно, что в дальнейшем наладить его будет еще сложнее.
Второе — губернатору Евгению Куйвашеву нанесен существенный имиджевый удар. Стало понятно, что он не контролирует важный сегмент общественного пространства — активных православных, которые ориентируются на официальную РПЦ. Важно отметить, что это не сектанты, не оппозиция, а просто консервативно настроенные, но в целом лояльные власти люди. Но получается, что в критический момент их лояльность церкви оказалась важнее лояльности государству в лице губернатора. Сейчас, конечно, предстоит разбираться — только ли это вина губернатора или причины лежат несколько глубже?
Третье — митрополит Евгений сделал серьезную заявку на политическое лидерство на Урале. Зимой он победил мятежного экс-схиигумена Сергия, а теперь показал, что не воспринимает губернатора как начальника и даже как равноправного партнера. Митрополит ориентируется только на патриарха и формирует собственную базу поддержки среди бизнес-групп. После пятничного шествия к митрополиту будут всерьез присматриваться и другие группы элиты. Кто знает, не приведет ли это к модели регионального устройства, где центральной политической фигурой будет именно глава митрополии РПЦ? Как минимум один такой регион в России уже есть — это Псковская область, где, как считается, политиком номер один является митрополит Тихон (Шевкунов).
Четвертое — крупный бизнес на Урале попал в непростое положение. Раньше бизнесменам первого ряда было просто сочетать дружбу и с губернатором, и с Епархией. Воплощением этой дружбы является «Фонд святой Екатерины», созданный Андреем Козицыным, Игорем Алтушкиным и Андреем Симановским. Фонд активно сотрудничает и с церковью, и с властью. В истории с крестным ходом ФСЕ никак свою позицию публично не обозначил — судя по всему, православные меценаты будут выжидать развития событий. Но вполне возможно, что в какой-то точке им придется определиться и публично выразить свои симпатии либо той, либо другой стороне. Это будет сложный выбор.
Пятое — судя по всему, нас ждет долгое противостояние между губернатором и митрополитом. Предсказать его исход очень трудно. У митрополита, как кажется, больше энергии, куража и амбиций. Но недооценивать Евгения Куйвашева тоже не стоит — за девять лет на посту главы области он пережил множество конфликтов и так или иначе вышел победителем в каждом из них. Иногда Куйвашев отступает и терпит имиджевый урон, но в итоге каким-то невероятным образом избавляется от всех своих оппонентов. Учитывая это, митрополиту Евгению стоит готовиться к изнурительной аппаратной борьбе, и это будет самый трудный этап в его головокружительной церковной карьере.
И, наконец, шестой момент. Впереди у Екатеринбурга будет еще одна большая точка напряжения, связанная с церковью. Речь, конечно, о строительстве собора святой Екатерины — точнее, о четвертой по счету попытке начать его строительство. На этот раз его хотят возводить на месте бывшего Приборостроительного завода, прямо под окнами резиденции губернатора. В проект будут вовлечены и власть, и епархия, и бизнес. Чтобы построить наконец собор, они должны действовать сообща — и даже это, как мы знаем, не всегда гарантирует успех. Нынешний конфликт и вовсе делает будущее собора еще более неопределенным. Ясно одно — спокойствия в религиозной жизни Урала ждать не приходится.
Алексей Шабуров