Дата: 08.10.2002

Каждый третий – лишний?

О том, что ждёт Россию в целом после ее предполагаемого вступления в ВТО, сказать что-либо определенное сейчас едва ли возможно. Однако, уже сегодня ясно, что некоторым частям РФ вступление в ВТО не сулит ничего хорошего.

Дискуссия на тему «Выиграет или проиграет Россия в случае ее вступления во Всемирную торговую организацию?» продолжается уже довольно давно и вряд ли завершится даже после предполагаемого вступления. Одни прогнозируют невиданные успехи российской экономики, другие предрекают ей неминуемую катастрофу. Не впадая в крайности, можно предположить, что катастрофа нам не грозит, но вот значительных трудностей, по-видимому, не избежать.

Серьезной проблемой, осложняющей ситуацию вокруг вступления в ВТО, является сильная экономическая дифференциация между российскими регионами. Обусловленная отчасти естественными факторами (распределение полезных ископаемых и другие природные условия), отчасти просчетами советского планирования и административного деления территорий, она лишь усугубилась в ходе изменений и потрясений, которые экономика России испытала в 1990-е годы.

Поэтому последствия от вступления в ВТО для некоторых российских регионов могут оказаться весьма тяжелыми. Так полагают директор научных программ Независимого института социальной политики Л. Овчарова и доцент МГУ им. Ломоносова Н. Зубаревич – авторы доклада «Оценка потенциальных эффектов от вступления России в ВТО: региональный аспект».

Например, отказ от пресловутого протекционизма по отношению к отечественному автопрому (очередным проявлением которого является повышение пошлин на иномарки) немедленно ввергнет Самарскую и Нижегородскую области в глубокий кризис. Между тем, подобная моноотраслевая структура экономики регионов с импортозамещающей промышленностью в России не редкость.

В число регионов с аналогичными проблемами, помимо двух названных, входят Чувашия, Ульяновская и Курганская области, Хабаровский край (ключевая отрасль для них – машиностроение), Адыгея, Краснодарский край, Приморский край, Камчатская область (пищевая промышленность), Ивановская область (легкая промышленность).

Наиболее уязвимыми отраслями, с точки зрения грядущей конкуренции, считаются машиностроение (в первую очередь, автомобильная и авиационная промышленность), легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство (несмотря на значительный рост после дефолта 1998 г. так и не достигшее высокой эффективности), а также банковский и страховой бизнес (при этом благополучие г. Москвы также может пошатнуться).

Ряд регионов с более разнородной структурой экономики также имеют на своей территории в основном проблемные, неконкурентоспособные отрасли (Брянская, Калужская, Орловская, Тамбовская, Воронежская, Псковская, Владимирская, Тверская области, Мордовия, Алтайский край, Санкт-Петербург и др.)

Существенно и то, что страдают у нас каждый раз одни и те же. В первую очередь, это субъекты РФ с низким уровнем экономического развития (в количестве около 15), среди которых наименее развитые республики и автономные округа, большая часть регионов юга Сибири и Дальнего Востока, которые болезненно реагируют на любые неблагоприятные изменения макроэкономической ситуации.

Среди других аспектов региональной дифференциации, которые выделяют Л. Овчарова и Н. Зубаревич: степень «открытости» экономики, то есть фактическое участие региона во внешнеторговом обмене страны; зависимость региональных бюджетов от ограниченного числа крупнейших предприятий; развитие малого бизнеса; уровень доходов и покупательная способность населения; качество экономически активного населения (уровень образования, квалификация, здоровье, мотивация) и характер его расселения.

Анализ показывает – многие из этих факторов связаны или действуют в тех или иных регионах одновременно. То есть, при определенном раскладе негативные эффекты усиливаются многократно.

Промышленные регионы с недиверсифицированной экономикой зачастую ориентированы ли
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать