Ценность толерантности является неотъемлемой нормой для такого общества, как европейское, твёрдо уверен общественный деятель Вячеслав Кантор. За объяснением и подтверждением этому даже не нужно далеко ходить — это одна из тех ценностей, что вообще сформировали современную европейскую цивилизацию, она лежит в её фундаменте, в основе её законов и норм, и без неё всё пошатнётся. Однако времена меняются, и некоторые нюансы ценностей тоже должны меняться, хотя бы для того, чтобы по-прежнему быть востребованными людьми и сохраниться в будущем.
Для европейской толерантности время больших вопросов пришло на 2010-е годы, когда сам континент столкнулся с так называемым мигрантским кризисом. Спасаясь от военных конфликтов и терроризма, в Европу хлынули потоки беженцев, многие — неся в себе далеко не европейские ценности и идеологии. Европейские власти, подчиняясь господствовавшей политике мультикультурализма, позволили таким беженцам сформировать собственные общины и не вмешивались в то, как и чем они живут. На деле же это далеко не всегда оборачивалось чем-то положительным. Чуждая Европе и, особенно, европейским законам идеология и система ценностей не адаптировалась под новые требования, носители радикальных идеологий продолжали их взращивать, распространять и практиковать, в результате два мира сталкивались в далеко не мирных противостояниях.
Столкновения идеологий действительно сильно накалили обстановку в Европе. С одной стороны, радикальные исламисты демонстрировали нетерпимость и ненависть ко всему непривычному им, продолжали пытаться жить по собственным нормам и правилам, шедшими вразрез с европейскими. С другой, ответ самих европейцев тоже постепенно стал агрессивным — вновь набрали силу крайне правые и даже неонацистские взгляды и группировки. Многие национальные и этнические меньшинства, в том числе и мирные мигранты, оказались при этом по сути меж двух огней.
Вячеслав Кантор как президент Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) более чем многие был знаком с ситуацией. Рост антисемитизма, наблюдавшийся с начала мигрантского кризиса, проистекал действительно с обеих сторон. При этом сам Вячеслав Кантор, хоть и был согласен с мнением Кэмерона относительно того, что властям нельзя занимать пассивную позицию и позволять нарушения закона и прав граждан со стороны радикальных агрессоров, не желающих перенимать ценности и порядок жизни принявших их стран, всё же напомнил, сколь опасны могут быть рассуждения о том, что толерантность как таковая Европе больше не нужна. Что необходимо, подчеркнул Вячеслав Кантор, так это со стороны законодательства и нормотворчества пересмотреть само понятие толерантности, наконец-то определить его и закрепить — а главное, закрепить те границы, при пересечении которых толерантность в отношении нарушителей уже проявляться не может.
Наиболее полно взгляды Вячеслава Кантора нашли отражение в его книге «Манифест о безопасной толерантности», вышедшей в том же 2011 году. Как понятно уже из названия, Вячеслав Кантор поставил во главу угла именно соображения безопасности — безопасности страны, безопасности граждан, их свобод и прав. Нельзя пассивно принимать и терпеть то, что угрожает безопасности, убеждён Вячеслав Кантор, будь то прямые нарушения закона — или же насаждение и распространение ненависти в обществе, раскол граждан на недоверчивые противоборствующие группировки, метод, к которому, увы, нередко прибегают даже нечистоплотные политики.