Политическая кампания Оксаны Ивановой стала главным разочарованием прошедших дополнительных выборов в Екатеринбургскую городскую думу. Кандидат, который собирался опираться на христианскую риторику, превратился в унылого борца за все хорошее против всего плохого, в заурядного кандидата от не пойми какой политической силы. Результат — только четвертое место, позади ЕР, «Яблока» и КПРФ.
Во-первых, Оксана Иванова «потеряла» христианский стержень кампании: она стала набившим оскомину «профессиональным экономистом», абстрактной «домохозяйкой», «матерью». Религиозность и резкие (но яркие и «пробивные») вопросы веры отошли на второй план, кампания приняла какие-то странные формы. Желание угодить всем в округе трансформировалось в банальные рассуждения о дворах, наивные и дилетантские переживания о благоустройстве. Странно, что избирательная машина «Справедливой России» не выделила ей политтехнолога, который смог бы удержать Иванову в общегородской (а то и федеральной) повестке, благо темы «свыше» подбрасывались регулярно. Вообще, зная умение СР вести агрессивную кампанию, можно смело говорить, что партия не сильно была заинтересована в победе и решала какие-то иные задачи.
Фото со страницы Оксаны Ивановой в Facebook
Во-вторых, стали понятными и прозрачными местные экономические православные ценности: собрать пожертвования на учителей, творческих людей и грамотно их разделить. Собрать и поделить. Это настолько примитивно, что даже немного обидно. Мы все понимаем, что религиозные институты во всем мире живут на пожертвования, но делать кальку с единственно известной кандидату модели на городское устройство — нонсенс. Каждый день кандидат просыпалась с новой идеей, озвучивала её и запутывала саму себя еще больше. Каждый день кандидат открывала для себя очередные рутинные проблемы города и избирательного процесса и удивлялась, что так, оказывается, бывает.
В-третьих, у кампании Оксаны Ивановой вообще не оказалось никакой идеологии. Молитвы, пост, посты в Facebook, дворы, щиты, агитаторы — полнейший избирательный винегрет, запутывающий самого стойкого христианского демократа. Кто на ком стоял — так и осталось загадкой.
Ну и самое главное. К сожалению, вписать православный активизм в партийную структуру не удалось. Или-или. Не пришлось религии стать мейнстримом кампании. Не смог кандидат играть «в долгую». Даже если рассматривать кампанию как «разведку боем», всё очень грустно. Не получилось ни яркого диалога, ни мировоззренческой дискуссии. Обычная проходная кампания, сотни которых Екатеринбург перенес безболезненно.
Евгений Потапов,
политический консультант, политолог, член РАСО
*Facebook — продукт компании Meta, признанной в РФ экстремистской организацией, деятельность которой запрещена.