Фестиваль уличного искусства «Стенограффия» нашел новых спонсоров. Благодаря этому фестиваль все-таки пройдет в Екатеринбурге во второй половине августа. И пока вся публика с интересом следила за поиском финансирования для фестиваля, никто не задал очевидный вопрос: а что, неужели стрит-арт возможен только за деньги?
Новыми спонсорами фестиваля стали оператор связи «Мотив» и банк «Точка». Конечно, это не «Газпромнефть», спонсировавшая «Стенограффию» раньше, но тоже неплохо. Известно, что в переговорах по поиску финансирования участвовал губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. В каком-то смысле его можно считать новым куратором и генеральным продюсером фестиваля — и как минимум губернатор взял на себя политические риски, связанные с работами уличных художников.
Что ж, «Стенограффию» можно поздравить с обретением новых спонсоров. С такой финансовой и политической поддержкой у них теперь все будет хорошо.
Но нельзя отделаться от ощущения, что благодаря «Стенограффии» весь вопрос о стрит-арте в Екатеринбурге свелся в конечном счете к вопросу о деньгах. Будут деньги или нет? Если будут, то сколько и когда? А кто их даст и что попросит взамен?
Другими словами, «Стенограффия» родила формулу: есть деньги — есть стрит-арт, нет денег — нет стрит-арта. Наверное, по-другому и быть не могло, учитывая, что фестивалем руководит бизнесмен Евгений Фатеев. С его точки зрения он все сделал правильно, превратив стрит-арт в свой успешный бизнес и в синоним денег. Но ведь и горожане, кажется, со временем привыкли к этой концепции и не видят в ней ничего странного.
Хотя вообще, как можно понять, стрит-арт изначально — это вообще не про деньги и не за деньги. На нем, конечно, можно зарабатывать, и даже очень неплохо. Но если заработок и поиск спонсоров становится основным процессом и главным информационным поводом, то от самого стрит-арта в конце концов не остается ничего.
Неслучайно несколько лет назад в Екатеринбурге возник противовес «Стенограффии» — партизанский фестиваль «Карт-бланш». На его проведение тоже нужны деньги, но их собирают или через краудфандинг, или ищут своими силами. С одной стороны, это дает художникам независимость и творческую свободу, а с другой — возвращает стрит-арт к тем корням, из которых он изначально возник. Впрочем, сама по себе идея фестиваля уже предполагает некие ограничения, организацию и рамки (пусть даже временные). И в этом плане большой вопрос, нужно ли вообще мыслить в категориях фестивалей, когда речь идет об уличном искусстве.
Но пока факт остается фактом: по состоянию на 2020 год в Екатеринбурге стрит-арт интересен всем в большей степени в финансовом и в политическом плане. Все обсуждают спонсоров и «политическую крышу» фестивалей, но никто не обсуждает художников, тенденции в стрит-арте или площадки, на которых пройдет фестиваль. И сами работы забудут уже черед месяц-другой, но политический и финансовый скандал вспомнят еще много раз — чтобы через год все повторилось вновь.
Так нужен ли нам такой стрит-арт?
Алексей Шабуров