Екатеринбургский политконсультант Евгений Потапов раскрыл технологии и тонкости создания профессиональных политических портретов и рассказал, как современные компьютерные технологии могут помочь в создании визуального образа политика.
Этому посвящена глава коллективной монографии «Визуализация политического: феномены, смыслы, потенциал» под названием «Политический портрет: методика и практика фотографического искусства». Книга издана в Перми при поддержке Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН и Фонда поддержки культурных проектов «Новая коллекция».
Фрагмент книги «Визуализация политического: феномены, смыслы, потенциал», изданной ПФИЦ УрО РАН
В основу монографии легли материалы Второго пермского форума «Визуализация выбора: политическая агитация как наука и искусство» и научно-художественной выставки #ТвояИллюзия, которые состоялись в Перми в 2018 году.
Главу, посвящённую политическим портретам, написал политический консультант, член Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Евгений Потапов. Отталкиваясь от анализа портретов знаменитых политических деятелей, таких как Маргарет Тэтчер, Уинстон Черчилль и Че Гевара, Потапов переходит к практическим приёмам, которые применяют политтехнологи и фотографы, работающие с политиками. По сути, специалистам и экспертам представлены методические рекомендации для практической деятельности.
В «практической части» своей главы Евгений Потапов вместе с екатеринбургским фотографом Дмитрием Куниловым смоделировал серию нескольких типичных портретов, которые можно встретить в политической деятельности. Это не только официальные портреты, но, например, «портрет без галстука». Благодаря компьютерным технологиям, как пишет Евгений Потапов, продюсер съёмки и фотограф могут заранее выбрать нужную позу, выставить правильно свет — и сделать это ещё до того, как политик придёт к ним в студию.
«Для фотографа создание портрета, как и фотографии в любом другом жанре, — это акт творчества, его художественное высказывание. Но портрет в политике является формой коммуникации с целевыми аудиториями и политической рекламой продукта — личного бренда политика. Найти баланс между творческим решением со стороны фотографа и рациональным представлением о том, кого хочет видеть избиратель — это краеугольный камень современного политического портрета. Изображение политика в современных условиях — непрекращающийся визуальный сторителлинг, основанный на нескольких якорных, иконических портретах. Как сейчас в соцсетях планируют постинг на будущее, так и политик, его советники и консультанты должны «предвидеть» развитие визуального романа с избирателями», — считает Евгений Потапов.
Эксперт настаивает на том, что политический портрет — это не та сфера, в которой лишь фотограф должен выражать своё уникальное «видение». Наоборот, в этом случае требуется решать технологические задачи и избегать любой недосказанности или неоднозначности, если они не спланированы и не просчитаны заранее.