Дата: 04.10.2002

Принять нельзя отвергнуть

Скоро в Законодательном собрании Санкт-Петербурга будут в первом чтении обсуждать закон «О бюджете города на 2003 год». От того, каким он будет, зависит жизнь каждого горожанина – какую зарплату будут получать бюджетники, то есть врачи и учителя? Сколько будет стоить проезд в общественном транспорте? Какова будет квартплата? Но есть и еще одна деталь.

Следующий год для Петербурга – юбилейный, и если начать этот год без четкого финансового плана, разговоры о всероссийском празднике могут остаться только разговорами. Ведь без утвержденного парламентом и подписанного губернатором закона о городском бюджете финансировать многие мероприятия будет крайне сложно.
Между тем, специалисты считают, что принятие главного финансового документа 2003 года находится под угрозой: проект закона, представленный городской администрацией в Законодательное собрание противоречит не только федеральный законам, Бюджетному и Гражданскому Кодексам, но и Конституции РФ. К столь серьезным выводам пришли сотрудники контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга, которая по городскому Уставу призвана проверять расходование бюджетных средств.

По проекту бюджета на 2003 год доходы Санкт-Петербурга составят 75млрд. 420,7 млн. рублей, расходы – 76 млрд. 891,4 млн. рублей, а дефицит, соответственно, 1 млрд. 470,7 млн. рублей.

Сначала – о грозящем нарушении Конституции России. В проекте бюджета на 2003 год предполагается, что больше 1 млрд. рублей в следующем году будут направлены на финансирование расходов по так называемой «пакетной» поправке самих депутатов. Но Конституция РФ предусматривает разделение властей в нашей стране: исполнительная власть составляет и исполняет бюджеты, а законодательная – утверждает бюджеты и отчеты об их исполнении. Создавать свои резервные фонды и участвовать в составлении бюджетов народные избранники просто не имеют права! Между тем, в проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2003 год им такое право дано...

Скорее всего, городская прокуратура обратит на это внимание и предложит парламенту убрать прямое нарушение Основного Закона страны. Но кроме этой статьи проекта, придется «доработать» и другие.

В частности, специалисты контрольно-счетной палаты обнаружили, что в статью 15 проекта закона включена «Плата за капитальный ремонт жилищного фонда». Речь идет о том, что граждане, проживающие в домах, относящихся к государственному жилищному фонду, должны оплачивать капремонт. Но как рассчитывается эта плата? В расчетах квартплаты на 2003 год этот платеж не учтен, в распоряжениях губернатора по этому поводу тоже ничего не говорится, откуда же возьмутся платежи? Больше того, в Гражданском Кодексе РФ (ст. 210) черным по белому написано, что «собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором...». А иное пока не предусмотрено.

Много вопросов возникло у специалистов по доходной части будущего бюджета. К примеру, часть налогов рассчитана в бюджете, исходя из действующих ставок (транспортный налог), а часть – только по проектируемым (плата за пользование водными объектами). А подробный анализ по отдельным статьям доходов показал, что по некоторым налогам бюджетные задания откровенно занижены: по налогу на прибыль – на 450 млн. рублей, по налогу на доходы физических лиц – на 3 млрд. рублей, по доходам от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – на 1 млрд. рублей и т.д. В общей сложности, «недосчет» составляет больше 5 млрд. рублей.

Опытные специалисты, занимающиеся бюджетным процессом не первый год, говорят, что такое занижение ведет к «неожиданному» появлению в середине года дополнительных неучтенных доходов, которые и расходуются также «неучтенно».

Несколько слов о расходной части бюджета Санкт-Петербурга, предлагаемого администрацией. Эксперты контрольно-счетной палаты отмечают, что по 25 целевым статьям расчеты вообще не представлены! А это не много, не мало – 5 млрд. 948<
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать