Реализация региональных программ капремонта многоквартирных домов себя не оправдала — состояние жилого фонда не улучшается. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты РФ по результатам анализа действия федеральной программы, а полученные данные были озвучены на годовой коллегии палаты.
Результаты проведенного Счетной палатой анализа говорят о том, что региональные программы капремонта, реализация которых идет с 2014 года, со своими задачами не справляются. Согласно данным Росстата и Минстроя, объем жилого фонда, имеющего износ от 66 до 70% и выше, не только не сокращается, а даже имеет тенденцию к увеличению, говорится в сообщении Счетной палаты.
Анализ выявил ряд системных проблем в области проведения капремонта. Одна из них связана с отсутствием единого порядка формирования региональных программ, а также системы технического учета жилищного фонда.
«Проблемы с организацией технического учета приводят к тому, что органы местного самоуправления и управляющие компании предоставляют недостоверные данные о состоянии многоквартирных домов и износе их конструктивных элементов. Это, в свою очередь, негативно отражается на качестве формирования региональных программ, включая очередность проведения капремонта», — указала аудитор Светлана Орлова.
При этом в программы капремонта систематически включаются аварийные дома, подлежащие сносу и реконструкции, или ветхие дома, ремонт которых экономически нецелесообразен. Так, с 2017 по 2019 годы Фонд ЖКХ выявил более 10 тыс. таких домов.
Реализация программ капремонта осуществляется в рамках принимаемых регионами краткосрочных (как правило, трехлетних) планов реализации. Однако до 20% этих планов не выполняются из-за недостаточной организации работы региональными операторами, длительности конкурсных процедур и срыва своих обязательств подрядчиками. Например, в 2018 году было капитально отремонтировано более 42 тыс. домов и выполнено около 120 тыс. работ (услуг). Это только 78% от запланированных показателей.
«Невыполнение краткосрочных планов обусловлено не только плохой организацией работы регионального оператора, но и отсутствием надлежащего контроля за его деятельностью со стороны региональных органов власти», — подчеркнула аудитор.
Еще одна проблема — недостаточная финансовая устойчивость региональных программ капремонта. Так, на 1 января текущего года их общее финансовое обеспечение составляло только 55%. Краткосрочные планы капремонта на период 2019-2021 годов обеспечены финансированием на уровне 82%. В результате возникают риски, что их реализация будет или приостановлена в ближайшее время, или они вообще не будут выполнены.
«Возникшая проблема обусловлена тем, что в большинстве регионов минимальный размер взноса на капремонт почти в два раза ниже экономически обоснованного размера. Причина в том, что субъекты устанавливают его с учетом доступности для граждан при существующем у них уровне доходов», — пояснила Светлана Орлова.
Добавим, что на заседании коллегии присутствовали также министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев и гендиректор Фонда ЖКХ Константин Цицин.
«Мы понимаем, что главная проблема сейчас — это несбалансированность фондов. И мы в этом плане работаем. За этот период отработали модельный план финансовой устойчивости региональных операторов и отработали его со всеми регионами, где такая проблема есть. Причин такого дефицита две. Во-первых, недостаточно установленный платеж. И вторая проблема — когда за счет фонда капремонта проводятся те работы, которые не входят в обязательный перечень: красивые фасады, подсветка и т. п. Такая история есть, и далеко не в одном субъекте», — отметил Владимир Якушев.