Электронное голосование в России становится реальностью. Сначала о нем говорили как о небольшом эксперименте в Москве, но сейчас речь идет уже обо всей стране. И какие бы аргументы в пользу «цифровизации выборов» ни приводились, хорошей новостью это назвать пока сложно.
Фотография с сайта Центральной избирательной комиссии РФ
Закон об электронном голосовании находится на рассмотрении в Госдуме, почти нет сомнений, что он будет принят. Авторы инициативы утверждали, что пока это будет эксперимент, который затронет лишь несколько округов в столице. Но затем избиркомы сообщили, что проголосовать с московских электронных участков можно будет и на других выборах — например, на довыборах депутатов Госдумы в нескольких регионах.
«Предполагается, что 8 сентября 2019 года на цифровых участках в Москве можно будет проголосовать на выборах губернаторов (по данным на сегодняшний день, они пройдут в 16 регионах) и дополнительных выборах депутатов Государственной думы (3 региона) — одна из кампаний состоится в Свердловской области по Серовскому избирательному одномандатному округу 174», — сообщили в избирательной комиссии Свердловской области.
Это значит, что электронное голосование ближе, чем могло показаться. Очень может быть, что оно будет полноценно внедрено уже на выборах в Госдуму в 2021 году. А значит, уже сейчас нужно говорить о преимущества и — самое главное — о рисках, которые с ним связаны.
Плюсы
Аргументов в пользу электронного голосования не так уж и много, и все они хорошо понятны. Первый — это повышение доступности выборов и, возможно, явки. Люди, которым лень идти на избирательные участки или которые в день выборов будут в другом месте, смогут проголосовать дистанционно. С этой точки зрения, государство помогает им реализовать свое право на участие в выборах.
С этим сложно поспорить, хотя нужно сказать, что и сейчас у избирателя чаще всего есть способы проголосовать в том случае, если в день выборов он куда-то уезжает. Более того, эти способы меняются чуть ли не каждый электоральный цикл. Система традиционного офлайн-голосования отработана десятилетиями, если не веками, и она строится на том, что если человек действительно хочет проголосовать, он это сделает. Так что электронное голосование — это скорее вопрос комфорта, но не доступа к правам. Комфорт — это хорошо, но в таком серьезном политическом процессе он не должен стоять во главе угла.
Еще один аргумент в пользу цифровизации выборов — это экономия. Действительно, в перспективе электронное голосование поможет сэкономить деньги на печати бюллетеней, на оплате работы сотрудников избирательных комиссий. И здесь вновь сложно что-то возразить, за исключением того, что на демократии обычно не экономят. Аргументы об экономии можно услышать довольно часто, и, как правило, они приводятся тогда, когда выборы нужно отменить или ограничить. Разумеется, дешевле всего вообще никаких выборов не проводить. Но все же считается, что отсутствие выборов приведет к гораздо большим издержкам, чем траты на их проведение. Так что желание сэкономить не должно быть главным мотивом.
Риски
Рисков, связанных с электронным голосованием, намного больше. Они касаются как технической, так и политической стороны вопроса.
Судя по всему, пока нельзя говорить о существовании технологий, которые могли бы со стопроцентной гарантией обеспечить прозрачность электронных выборов, предотвратить вмешательство любой третьей стороны и получить при этом доверие избирателей.
«Тема с попытками влияния на результаты выборов через интернет гремит на весь мир, хотя сами выборы чаще всего проходят в офлайне. Но даже сейчас опасения вмешательства очень велики. При введении электронного голосования таких опасений станет еще больше, что может привести к новым скандалам и поставить под сомнение результаты любого голосования», — считает политический консультант, член Российской ассоциации по связям с общественностью Евгений Потапов.
Если отвлечься от международных скандалов и посмотреть на Россию, здесь тоже найдутся проблемы. До недавнего времени считалось, что установленные на участках КОИБы (электронные урны) позволяют вести подсчет голосов без нарушений и вмешательств. Но в прошлом году на выборах в Приморье случился скандал — оказалось, что часть протоколов из КОИБов имеет явные признаки подделки. Получается, что электронная система все-таки не дает никаких гарантий честности.
Но если в техническом плане можно рассчитывать, что рано или поздно технологии полностью защищенных от вмешательства выборов все-таки появятся, то политически предотвратить манипуляции будет еще сложнее. На примере России это видно особенно хорошо.
Допустим, эксперимент с электронным голосованием будет запущен. Принять участие в выборах можно будет через верифицированный аккаунт в «Госуслугах». Возможно, будет введено ограничение на количество голосований с одного компьютера. Но это не решит никаких проблем. Достаточно представить две ситуации.
Первая — условный работодатель объявляет день выборов рабочим днем. Всем работникам предприятия или учреждения в воскресенье нужно будет выйти на работу. И там, под чутким взором начальника их просят зайти со своих рабочих компьютеров в «Госуслуги» и проголосовать «как надо». Предотвратить эту ситуацию нельзя никак. Кто-то может сказать, что такие работники могут пожаловаться в избирком. Но они не сделают этого — точно так же, как не жалуются сейчас на обязанность отчитываться работодателю о явке.
Вторая ситуация. Кандидатам, желающим победить не совсем честным путем, больше не нужно будет организовывать подвозы, мобилизовывать зависимый электорат. Теперь достаточно тем или иным способом получить в свое распоряжение некоторое количество паролей к аккаунтам на «Госуслугах». Сделать это можно будет разными путями: если есть спрос, значит будет и предложение.
«Выборы в таком случае вообще лишатся политического содержания. Собственно, политическая деятельность кандидатам будет не нужна. Зачем кого-то агитировать, бороться с действиями конкурентов? Борьба сведется к вопросу о том, кто будет контролировать большее число аккаунтов. Появится целая отрасль, которая будет предлагать кандидатам «пакетное решение», достаточное для победы. На муниципальных выборах пакет в 500-1000 голосов будет решать исход голосования», — говорит Евгений Потапов.
Описанные риски слишком велики, чтобы ими можно было пренебречь. Устранить их только техническими средствами вряд ли будет возможно. В отсутствие полного и стопроцентного доверия к избирательной системе введение электронного голосования только усугубит ситуацию, особенно если его разработкой займутся те, от чьего вмешательства и нужно защищать выборы.
«Политсовет»