Чуда не произошло, и Екатеринбург все-таки проиграл борьбу за право проведения выставки ЭКСПО-2025. И хотя в победу верили не все, за прошедшие полтора года власти успели сделать множество обещаний, суля городу блестящие международные перспективы.
Кадр из презентационного ролика Екатеринбурга в качестве кандидата на проведение выставки ЭКСПО-2025
И вот теперь, когда ЭКСПО не будет, горожане стали думать — можно ли надеяться хотя бы на часть из обещанного? Даже допуская, что мы верим властям, придется признать, что потери от проигрыша ЭКСПО в любом случае будут.
Новый район
Предполагалось, что ЭКСПО-парк будет построен на территории площадью свыше 500 га на берегу Верх-Исетского пруда. Добраться туда из центра города можно было бы за 15 минут, и власти обещали, что новый район превратиться чуть ли не в альтернативный центр Екатеринбурга — место, куда перетечет вся деловая и культурная жизнь. Было обещано построить «умный город с самой высокотехнологичной инфраструктурой».
Теперь понятно, что ничего из этого не будет. Да, мэр Екатеринбурга Александр Высокинский обещает, что район ВИЗ-Правобережный все равно будут застраивать.
«Возможно, будет поменьше павильонов, но будет жилая застройка, парк, развитие деловых зон», — заявил он.
Судя по всему, об «умном городе» речи уже не идет. Застройка, конечно, будет — но вряд ли она окажется прорывной для Екатеринбурга. Скорее всего, это будет просто еще один современный микрорайон с неплохой транспортной доступностью.
Метро
Главной «приманкой», если можно так выразиться, для горожан во время кампании за ЭКСПО, выступало метро. Вторую ветку метрополитена давно уже хотят построить как раз на ВИЗе, но денег на это нет и пока не предвидится.
Пока шла борьба за ЭКСПО, чиновники всех уровней говорили, что если Екатеринбург получит выставку, то метро точно построят, причем в очень сжатые сроки. Этот аргумент был действительно весомым — часть горожан признавалась, что поддерживает идею ЭКСПО только из-за этого.
Поэтому первый вопрос после проигрыша был логичным: «Так что же, метро теперь не будет?». Александр Высокинский утверждает, что строить метро будут, но «медленней».
«Будем смотреть, что будет с точки зрения метро. Потому что мы говорили с коллегами из федерального центра, и, собственно, позиция Евгения Владимировича [Куйвашева] заключается в следующем: раз обещали горожанам — давайте делать. Может быть, это будет медленней, но делать. Поэтому тут проект не останавливается, проект будет двигаться дальше», — сказал он.
Никаких сроков теперь нет, да и денег, собственно, тоже. В бюджете города и области средств на метро точно не хватит, а с чего теперь надеяться на поддержку федерального бюджета, не понятно. Есть большие сомнения, что Москва теперь выделит Екатеринбургу необходимые 70 миллиардов рублей.
Наверняка пострадает и другой общественный транспорт. Если раньше была надежда, что к ЭКСПО город наконец избавится от трамваев тридцати- и сорокалетнего возраста, то теперь в этом есть сомнения.
ВСМ
После проигрыша в Париже наверняка могут появиться сомнения в необходимости строительства Высокоскоростной магистрали между Екатеринбургом и Челябинском.
Если раньше всегда можно было сказать, что ВСМ понадобится для перевозки тех сотен тысяч гостей, которые будут приезжать на выставку в Екатеринбург в течение шести месяцев, то сейчас такого довода уже не будет.
Нельзя сказать, что ВСМ планировалось строить исключительно «под ЭКСПО», но если бы Екатеринбург выиграл право на проведение Всемирной выставки, то это дало бы стопроцентную гарантию, что магистраль построят. Теперь же такой уверенности нет. И если у государства станет меньше денег, и оно решит на чем-то сэкономить, то нельзя исключать, что сэкономить решат именно на ВСМ.
Будущее аэропорта Кольцово
Решение Генеральной ассамблеи МБВ должно стать плохой новостью и для екатеринбургского аэропорта Кольцово. ЭКСПО давало гарантию, что аэропорт будет развиваться, что он обязательно останется одним из лучших аэропортов страны.
Дело в том, что в соседнем Челябинске началась серьезная реконструкция аэропорта Баландино. Его перестраивают к предстоящему в 2020 году саммиту ШОС. После завершения работ челябинский аэропорт должен стать «аэропортом мирового класса».
Другими словами, всего в 180 километрах от Екатеринбурга появится прямой конкурент Кольцово. Причем саммит ШОС, в отличие от ЭКСПО, совершенно точно будет — так что екатеринбуржцам есть от чего расстраиваться. Кто знает, не приведет ли это к перераспределению пассажиропотока в пользу челябинского аэропорта?
Наверное, неслучайно мэр Высокинский в недавнем интервью говорил, что после строительства ВСМ Челябинску не понадобится новый аэропорт мирового уровня — мол, челябинцы смогут быстро добираться и до Кольцово. Но теперь то же самое смогут говорить и челябинские власти: зачем Екатеринбургу Кольцово, если можно будет быстро доехать до Баландино?
Статус Екатеринбурга
Проигрыш в гонке за ЭКСПО — серьезный удар по самому статусу Екатеринбурга как центру международной активности. Нельзя забывать, что это уже второй проигрыш (первый был в 2013 году).
Такая цепь неудач может пагубно отразиться на имидже города, претендующего на звание «столицы Евразии» (такая цель официально закреплена в одной из муниципальных целевых программ).
Конечно, местные власти бодрятся и стараются не унывать, говоря, что теперь-то про нас узнали во всем мире. Но узнать про Екатеринбург все могли и в 2013 году, однако пока результата это не дало.
Будет ли правительство России выдвигать Екатеринбург на ЭКСПО-2030 — большой вопрос. Если нет, то шансов получить право на проведение другого столь крупного международного мероприятия у города в обозримой перспективе не будет — в то время как тот же Челябинск, например, проведет ШОС.
Очевидно, что без крупных мероприятий Екатеринбургу будет сложно бороться не только за внимание всего мира, но даже за внимание федеральных властей. Будет гораздо труднее убеждать Москву поддержать тот или иной проект. Другими словами, Екатеринбург лишился важнейшего козыря в конкурентной борьбе с другими городами-миллионниками за статус и деньги. Конечно, хочется надеяться, что и без ЭКСПО Екатеринбург сохранит лидирующие позиции. Но теперь поводов для оптимизма стало меньше.
«Политсовет»