Дата: 05.11.2003

История повторяется

Первый раз история повторяется в виде трагедии, второй раз – в виде фарса. Похоже, что нынешние выборы мэра Екатеринбурга обещают стать фарсовым повторением кампании четырехлетней давности.

4 года назад областная власть проиграла борьбу за контроль над Екатеринбургом местным элитам, сплотившимся вокруг Аркадия Чернецкого. Казалось бы, поражение 1999 года должно было научить политтехнологов Белого дома и резиденции если не правильным стратегиям ведения предвыборной кампании, то хотя бы тому, чего делать на выборах мэра точно не следует. Однако, областная власть с упорством, достойным лучшего применения, продолжает наступать на одни и те же грабли, повторяя собственные ошибки, успевшие войти в классические учебники политтехнологий.

Так, уже прошедшие в сентябре этого года выборы губернатора показали, что, не смотря на мобилизацию всех имеющихся в её распоряжении административных и человеческих ресурсов, Россель был переизбран «со скрипом», только во втором туре. Не смотря на то, что Россель изначально рассматривался в качестве единственного фаворита гонки, не смотря на поддержку «Единой России» и молчаливый нейтралитет Кремля, его команде пришлось столкнуться с серьезнейшими проблемами, в конечном итоге треть избирателей проголосовали против Росселя.

Какие выводы из этой кампании можно было бы сделать в отношении предстоящих мэрских выборов? Главное – команда Росселя относительно слаба, и держится исключительно за счет мобилизации всех имеющихся ресурсов. В ситуации, когда главный ресурс – административное давление – оказывается недоступным (в городе у Аркадия Чернецкого есть свои рычаги воздействия), рассчитывать на победу можно только при условии внутреннего единения всех сил, концентрирующихся вокруг областной власти. Соответственно, противостоять Чернецкому в Екатеринбурге мог бы только консолидированный кандидат, поддержанный всеми структурами областной власти и «благословленный» лично Росселем (все-таки воспринимаемым в качестве определенного авторитета).

Что мы видим вместо этого? То же самое, что и 4 года назад. Сразу же после инаугурации в стане Росселя начался дележ сфер влияния, сопровождающийся эскалацией внутренних подковерных конфликтов. В окружении губернатора с новой силой разгорелось затухшее на время выборов противостояние между непримиримыми «группами влияния». Аппаратная борьба за должности и ресурсы отвлекает практически все силы обеих группировок, в результате чего на ведение мэрской кампании не остается ни сил, ни ресурсов. Учитывая, что огромные деньги были потрачены на ведение губернаторской кампании, кандидаты от областной власти в течение последнего времени существуют в ситуации глубокого недофинансирования, при которой речь идет уже не о победе, а об элементарном продолжении участия в кампании.

Впрочем, в этой кампании были повторены и другие ошибки прошлых выборов, в том числе – главная: распыление сил и поддержка сразу нескольких кандидатов. Более того, распределение ролей между этими кандидатами так же практически не претерпело изменений.

Олег Гусев на этих выборах играет роль, которую 4 года назад исполнял Игорь Ковпак – кандидата, который выдвигается за свои деньги, но при видимости поддержки со стороны областной власти. Поддержка эта заключается, главным образом, в том, что политтехнологи Белого дома используют Гусева в качестве «торпеды», старательно стравливая его с Чернецким и стараясь свесить на него весь груз борьбы с действующим мэром. Понятно, что выдержать подобную нагрузку самостоятельно Гусеву не под силам, а областная власть не делает никаких телодвижений для того, чтобы помочь банкиру. В результате уже сейчас Олег Гусев получил ряд столь чувствительных ударов «ниже пояса», что, по информации источников в его окружении, начал всерьез задумываться о своих перспективах дальнейшего пребывания на местной политической и экономической сцене. Поговаривают, что после выборов он намеревается перебраться в Москву.

Впрочем, как бы то ни было, он выполнил п
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать