Власти Свердловской области опубликовали эскиз храма святой Екатерины, который планируется построить на месте сквера возле Театра драмы в Екатеринбурге.
Строительство храма на Октябрьской площади изначально преподносилось как компромиссный вариант. В прошлом году храм в честь святой Екатерины хотели строить прямо на городском пруду, но после многочисленных протестов решили перенести к Театру драмы. Ожидалось, что это решение устроит всех.
И действительно, сейчас активных протестов почти нет, публичных акций в защиту сквера пока не планируется. Однако и никакого примирения тоже не наблюдается. Проект храма снова критикуют, причем критике подвергается не только сам храм, но и то, как принимается решение о его строительстве.
Изображение из проектной документации с сайта Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
Невозможность диалога
И во время конфликта вокруг храма-на-воде, и после, когда храм решили перенести к Драмтеатру, власти обещали, что решение будет принято с учетом мнения общественности.
Но на деле никакого реального обсуждения не получилось. Собственно, и попыток провести такое обсуждение в течение последнего года не предпринималось ни на каких площадках. Кто-то может посчитать, что власть или церковь просто боятся встретиться лицом к лицу со своими оппонентами. Но всё может оказаться сложнее. Похоже, что православные не считают возможным и нужным учитывать посторонние мнения.
Наиболее красноречиво об этом высказалась создатель екатеринбургского Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале Оксана Иванова.
«А также [прошу] признать, что качество и количество православных храмов — это вопрос, который могут серьёзно, компетентно и авторитетно обсуждать только те, кто собирается там молиться», — написала она.
И если представить, что такого же мнения придерживаются и другие сторонники строительства храма, то здесь речь идет уже не о боязни выйти на диалог, а о принципиальной позиции. Она сводится к тому, что горожане, не являющиеся прихожанами РПЦ, не способны компетентно обсуждать вопросы строительства храмов, а потому их мнение в принципе не может быть учтено. Следовательно, если верующие хотят построить собор в сквере на набережной, с этим можно только согласиться и смириться.
Разумеется, с таким подходом можно было бы поспорить. Например, можно сказать, что храм строят не на пустой площадке, а на месте сквера, принадлежащего всем горожанам, — а потому горожане все-таки имеют право высказаться о том, хотят ли они обменять сквер на храм. Но, опять же, и этот довод православная общественность может проигнорировать, ведь он исходит не от прихожан церкви.
То же самое касается и облика собора. Если кому-то кажется, что храм в византийском стиле не вписывается в облик центральной части Екатеринбурга — то и это мнение не будет учтено, если высказано не верующим православным, не разбирающимся в тонкостях церковной архитектуры.
Другими словами, перед нами попытка разделения города на «активно верующих» и «остальных», причем вторые заранее выводятся за скобки дискуссии. Разумеется, при таком подходе никакие общественные обсуждения не нужны и бессмысленны.
У этой медали есть и обратная сторона: строительство храма становится делом узкой группы, и шансов на то, что он станет неким объединяющим символом и «подарком городу», практически нет.
Для солидных господ
Эта исключительность, ориентированность на узкий слой, прослеживается и в представленных эскизах храма. Во-первых, само место строительства — напротив зданий областного правительства и Заксобрания, рядом с «Ельцин-центром», отелем Hyatt и будущим комплексом «Екатеринбург-сити».
Во-вторых, значительная часть внутренних помещений храма предназначена для митрополита и патриарха (который приезжает в Екатеринбург раз в несколько лет). Для владыки предусмотрен отдельный вестибюль, несколько залов, комната отдыха, санузел — все это займет половину первого этажа. Из-за такой планировки собор уже полушутя стали называть «храмом-офисом».
Изображение из проектной документации с сайта Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
Наконец, даже на опубликованных рендерах храм изображен в пустоте. Вокруг него нет людей, зато мимо проезжают элитные автомобили, в том числе «Мерседес» S-класса с номерами А000АА. Конечно, сама по себе эта деталь малозначима, но кто-то, увидев это, наверняка вспомнит Виктора Пелевина и его слоган «Солидный Господь для солидных господ».
Изображение из проектной документации с сайта Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
Молельный зал храма сможет одновременно вместить 800 человек — само по себе это не мало, но и не так уж много для собора, который вроде бы должен стать главным храмом полуторамиллионного Екатеринбурга. И, опять же, может встать вопрос, стоит ли ради 800 человек (и митрополита с патриархом) застраивать сквер, в котором любят гулять горожане.
***
Жизнь в большом городе — это всегда поиск баланса между конфликтующими интересами в условиях ограниченного пространства. Кому-то нужен храм, кому-то нужен сквер. Кто-то хочет бесплатных парковок, а кто-то — велодорожек. Кто-то хочет ездить на общественном транспорте, кто-то — на личном автомобиле. Баланс должен быть найден, но процедура его поиска может быть разной. Можно пытаться договариваться, искать точки соприкосновения, сближать позиции в непростом диалоге и вырабатывать более или менее приемлемые решения. А можно спустить эти решения сверху, поставив всех перед фактом. Судя по истории с храмом святой Екатерины, в Екатеринбурге ставка делается на второй вариант.
Алексей Шабуров