Городская дума Екатеринбурга в ближайшее время примет план стратегического развития города до 2030 года. Это многостраничный чиновничий документ, который мало кто прочитает от начала до конца. Да этого и не нужно: что бы ни было написано в стратегии, реальные ощущения от развития города совсем другие. С каждым днем всё очевиднее, что Екатеринбург планомерно отчуждается от горожан. Или точнее — горожан отчуждают от него.
Присмотритесь, и это отчуждение будет видно почти во всем, что происходит в городе.
Выборы
Можно начать с политики. Отмена прямых выборов мэра прошла без какого-либо учета мнения екатеринбуржцев. Можно долго спорить о том, нужно ли было сохранять «слабого мэра» или лучше все-таки иметь «сильного мэра», но неизбираемого. Суть в другом — каким бы ни было мнение горожан, его вообще никто не узнавал. Массовый митинг депутаты просто не заметили. К екатеринбуржцам никто не вышел, никто с ними не поговорил. Общественные слушания, результат которых заведомо не будет учтен в силу юридических обстоятельств, выглядят больше как издевательство. По факту получается, что жители Екатеринбурга: а) не могут самостоятельно определить систему управления городом; б) не могут выбрать мэра.
Остаются только выборы депутатов городской думы, но и они, судя по всему, пройдут в обстановке тотального отчуждения. Посмотрите на агитацию кандидатов, которая уже появилась. Будущие депутаты поздравляют горожан с Днем Победы, выступают за мир во всем мире. Но никто из них даже не пытается говорить о реальных городских проблемах, волнующих тысячи екатеринбуржцев. Никакой попытки наладить диалог нет и не предвидится.
Башня
Точно так же без диалога прошел и снос телебашни. Опять же, дело не в том, надо было сносить башню или попытаться ее как-то реконструировать. Сам снос знакового объекта прошел в обстановке полного игнорирования мнения жителей Екатеринбурга. Возможно, горожане и поддержали бы взрыв башни, но их об этом просто никто не спросил. За два дня до сноса возле башни прошла протестная акция, но ее тоже предпочли не заметить.
Сама площадка, на которой раньше стояла башня, тоже, по-видимому, будет отчуждена от города. Решено, что там построят ледовую арену — и это преподносится как подарок горожанам. Нужен ли горожанам такой подарок именно в этом месте, или же они хотят, чтобы там был, например, парк или культурный центр — об этом никто не спрашивает.
Перекрытия
Если отойти от политики, то отличной иллюстрацией отчуждения будут постоянные перекрытия улиц и дорог весной и летом. В этом году сезон перекрытий только-только начался, но горожане уже почувствовали его на себе. Конечно, дороги ремонтировать надо, но и помогать жителям справляться с возникающими трудностями тоже было бы неплохо. Но нет ни понятных схем объезда, ни другой организационной и просветительской работы: автомобилистов просто ставят перед фактом — улица закрыта, объезжайте как хотите.
Помимо ремонтов дорог каждый год немало трудностей доставляет парад Победы — ради репетиций и самого парада перекрывают весь центр, причем не только для автомобилистов, но и для пешеходов. В этом году многие горожане жаловались, что в День Победы их даже близко не подпустили к параду, хотя многие пришли посмотреть на него с детьми. Создалось ощущение, что парад провели исключительно для тех, кто смотрел на него с высокой трибуны.
Симптоматичным было заявление замглавы администрации Екатеринбурга Михаила Матвеева, который предложил всем, кому не нравятся эти перекрытия, уезжать в Арамиль или Сысерть. Раньше Матвеев не был замечен в резких и скандальных высказываниях, так что его слова, судя по всему, стали выражением не его личного мнения, а коллективной позиции властей. Горожане теперь воспринимаются как досадная помеха для проектов и замыслов начальства — и было бы лучше, если бы они (горожане) самоустранились куда-нибудь подальше.
Парковки
Еще одна яркая иллюстрация отчуждения города от горожан — это система платных парковок в центре города. Мало того, что сама система работает не лучшим образом (паркоматы не принимают наличные, да и расплатиться «Е-картой» за парковку тоже не получается).
Проблема в самой идее таких парковок. Они придуманы для того, чтобы люди не ездили в центр на машинах, а пользовались общественным транспортом. Чтобы такая система работала, нужно не только запретить парковки, но и сделать удобным и доступным сам общественный транспорт. Нет нужды говорить, что Екатеринбург от этого очень далек. Транспортная реформа перенесена на 2019 год, да и ее концепция вызывает массу сомнений — нет уверенности в том, что она будет лучше, чем нынешняя. Сам по себе общественный транспорт находится не в лучшем состоянии — в трамваи и троллейбусы порой страшно и неприятно заходить, настолько они старые и неудобные. Новые линии метро, как мы понимаем, в ближайшие годы строить не будут.
В итоге получается, что центр для автомобилистов закрывают, но удобной альтернативы не предлагают. Получается, что центр не пытаются сделать более доступным — напротив, горожан потихоньку стараются выдавить из него.
Заборы
Одновременно от жителей отчуждаются многие общественные пространства — как правило, это делается с помощью заборов. Например, в безжизненное место превратилась привокзальная площадь. Теперь это не площадь, а зона с несколькими линиями заграждения. Одна линия — для машин, другая — для людей. Если с огороженной парковкой еще можно смириться, то забор вокруг вокзала с пунктами досмотра можно считать примером крайнего недружелюбия по отношению к екатеринбуржцам (и гостям города).
Прекрасная иллюстрация отчуждения общественных пространств — это реклама на одной из скамеек. Под логотипом Екатеринбурга красуется слоган «Комфортный город». Вот только проиллюстрировано это утверждение фотографией Дома Севастьянова, который десять лет назад был наглухо огорожен забором. Теперь это резиденция президента, в которую простым горожанам доступ закрыт. Так для кого этот город комфортный?
Город для чиновников
Все эти эпизоды вряд ли могут быть просто цепью случайностей. Меняется сам Екатеринбург, меняется отношение властей к городу. Он становится местом для чиновничьих проектов, на которых можно освоить бюджетные деньги. Горожане при таком подходе являются скорее помехой, и власти либо стараются не обращать на них внимания, либо целенаправленно отгораживаются от них — и физически, и политически.
Глобальные проекты вроде Чемпионата мира по футболу или гипотетического ЭКСПО-2025 только способствуют такому отчуждению. Понятно, что проекты эти делаются не для жителей Екатеринбурга, а для умозрительных гостей, которые приедут сюда на несколько дней. В случае, если Екатеринбург все-таки выиграет ЭКСПО, город на несколько лет превратится в гигантскую строительную площадку, причем подряды наверняка получат даже не местные компании. Все тяготы и невзгоды горожанам предложат терпеть ради ЭКСПО.
Такой подход блокирует возможность любой частной инициативы, направленной на развитие города. Еще несколько лет назад казалось, что в Екатеринбурге начинают развиваться общественные движения, цель которых — развитие городской среды. Это и урбанисты, и даже уличные художники, которые хотели очеловечить город, сделать его интересным именно для людей. Но в 2018 году мы должны признать: никакие общественные инициативы, никакие «движения снизу» сейчас невозможны. Екатеринбург окончательно встраивается в вертикаль, где все инициативы могут быть спущены только сверху и должны восприниматься как приказ, который не обсуждается.
Поэтому не так уж важно, что написано в стратегии-2030, которую примут на днях. Реальная стратегия — это стратегия отчуждения, но в документах, конечно, про это не напишут.
Алексей Шабуров