
Кадр из трансляции Первого канала
Мобилизация и еще раз мобилизация
Главная особенность нынешних выборов заметна невооруженным глазом. Это невиданная агитация за явку при почти не заметной агитации самих кандидатов, включая главного претендента на президентских пост.
В самом деле, если сравнить, сколько ресурсов тратилось на то, чтобы просто привлечь избирателя на участок, и на то, чтобы этот избиратель проголосовал за Путина, мы увидим огромную разницу. Неужели для власти важнее явка, чем результат президента? Конечно, нет.
Целью — а точнее, самоцелью — кампании за явку была мобилизация. Проведение периодических мобилизационных кампаний — важная составляющая авторитарных режимов. Это своего рода тренировка (кто-то может сказать, что и дрессировка) общества, выработка навыков подчинения и способности к слаженному коллективному действию даже в тех случаях, когда у такого действия нет особого смысла.
На выборах президента мы увидели именно классическую мобилизационную кампанию, в которую были вовлечены самые разные участники — органы власти, общественные организации, звезды эстрады, блогеры, предприятия и СМИ. С этой точки зрения кампания оказалась крайне успешной — мы увидели, как много всевозможных институций готово самоотверженно работать в интересах государственной власти.
Важно и то, что это была кампания именно за явку, а не за Путина. Все потому, что в победе Путина сомневаться нельзя, поэтому-то никто особо и не призывает голосовать за президента: всем должно быть и так понятно, что он должен победить в любом случае и никаких угроз его победе нет (а их и правда нет).
Превращение выборов в кампанию по мобилизации — не очень хороший сигнал, поскольку это выхолащивает саму суть выборов. Но, скорее всего, нынешний опыт будет признан удачным, и последующие выборы будут проходить по такому же сценарию.
Обнуление протеста
Прошедшие выборы практически полностью обнулили протестную повестку. Ее во время этой кампании практически не было. Все опасения, что выборы приведут к росту протестных настроений, к обострению противоречий в обществе, оказались напрасными.
Речь идет не столько о политических протестах, сколько о социальных. Ведь нельзя сказать, что в России нет никаких социальных проблем — тут можно назвать и ту же бедность, и здравоохранение, и ЖКХ, и коррупцию, и многое другое. Но ни один из этих по-настоящему острых вопросов во время выборов не поднимался в национальных масштабах. Не было ни массовых митингов, ни шумихи в СМИ.
Единственные заметные протесты, которые случались за это время, были связаны с экологией. Можно вспомнить акции в Челябинске или Подмосковье. Но экологический протест по определению локален, а потому говорить о его национальных масштабах не приходится.
Одной из причин того, что протестная и проблемная повестка практически не звучала во время выборов, стали действия — или правильней сказать, бездействие — кандидатов в президенты. Никто из оппонентов действующего главы государства не приложил никаких усилий, чтобы по-настоящему «раскачать» хоть какую-нибудь проблемную тему, которая бы взволновала всё российское общество. Если перед кандидатами стояла задача увести все протестные настроения в песок, то они с этой задачей справились успешно.
Нужно признать, что и не допущенный до выборов Алексей Навальный тоже не воспользовался предвыборной кампанией, чтобы подстегнуть протестные настроения. Он полностью сконцентрировался на «забастовке избирателей», которая не связана с социальными проблемами и носит сиюминутный тактический характер, а потому вряд ли может увлечь широкие массы электората.
Если для власти обнуление протестной повестки крайне выгодно, то для общества скорее нет. Ведь выборы — это лучший способ поговорить об общенациональных проблемах, попытаться найти пути их решения или хотя бы озвучить их в масштабах всей страны. Но ничего из этого не произошло, а когда представится другой такой повод, сказать очень трудно.
Проблемы с будущим
Слово «будущее» стало едва ли не главным во время нынешней кампании. Именно на него упирали те, кто призывал ходить на выборы. «Выбираем президента — выбираем будущее», — таков был официальный слоган Центризбиркома.
Еще год назад, когда кампания только задумывалась, все утверждали, что к выборам команда Путина подготовит некий «образ будущего», с которым президент и пойдет на четвертый срок.
Но чем больше произносилось слово «будущее», тем меньше было понятно, о чем именно идет речь. Никакого образа будущего представлено не было. Более того, Путин даже не презентовал свою предвыборную программу.
В итоге получилось так, что единственным образом будущего оказался сам Путин. Ничего другого избирателям предложено не было (и скорее всего, сознательно). С этой точки зрения, предвыборная кампания стала своего рода воплощением тезиса «Есть Путин — есть Россия». Любые другие варианты в наше будущее уже не вписываются — такая мысль подспудно внушается обществу.
Так или иначе, кампания 2018 года при всей ее важности с точки зрения политического процесса вряд ли запомнится надолго. Уже 19 марта 2018 года все начнут думать о выборах 2024 года — если они, конечно, вообще будут.
Алексей Шабуров