То, что происходит с перекрестком улиц Малышева и Гагарина — лучшая иллюстрация тезиса о Екатеринбурге как о заброшенном городе. Как о городе, где власти занимаются какими-то своими, только им понятными делами, а горожане и город предоставлены сами себе. Само собой, такая ситуация пагубным образом сказывается на жизни Екатеринбурга.
Конфликт вокруг перекрестка — лучший тому пример. Если вкратце, проблема вот в чем. Администрация Екатеринбурга планирует провести большую реформу общественного транспорта, и один из пунктов этой реформы — обособление выделенных полос для троллейбусов и автобусов. Такие полосы в городе уже кое-где есть, а летом 2017 года появилось еще несколько, в том числе на Малышева — Гагарина.
Однако ГИБДД была недовольна тем, как сделана это полоса: она не давала автомобилистам перестроиться перед поворотом и не позволяла заехать на парковку. Полиция подала в суд, и суд постановил полосу ликвидировать. Но администрация сдаваться не стала. Городские власти повесили над этой полосой «кирпич», запретив автомобилям заезжать на нее, а правый поворот вовсе отменили. Светофор для ОТ остался на месте. Несмотря на новые знаки, часть автомобилей продолжает ездить по этой полосе, часть поворачивает направо, а остальные стоят в пробке, образовавшейся из-за сложившейся неразберихи. ГИБДД никого не штрафует: она с новыми знаками не согласна и хочет добиваться их отмены.
Таковая ситуация. А теперь о том, что она говорит о положении дел в Екатеринбурге.
1. В городе существует давний конфликт между администрацией Екатеринбурга и ГИБДД. Про это все хорошо знают, но никто ничего сделать не может. Как выяснилось, помирить городские власти с областными было гораздо проще, чем с ГИБДД. Но если конфликт «города» и «области» можно было рассматривать как драйвер уральской политики, то конфликт с полицией политику вперед никак не двигает, зато городу очень сильно вредит. Кто бы из них ни был прав, нужно признать, что так дальше продолжаться не может. Администрация может предлагать любые проекты, но без взаимодействия с ГИБДД реализовать их никогда не получится. Это касается не только выделенных полос. Точно так же в Екатеринбурге не работает и система платных парковок: ГИБДД попросту не выписывает штрафы за неправильно припаркованные автомобили.
Каждая из сторон, разумеется, считает, что правда на ее стороне. Администрация думает, что она лучше знает, как нужно организовывать жизнь в городе, а ГИБДД считает, что она стоит на страже безопасности, которой угрожают некомпетентные чиновники. Конца этому конфликту не видно.
2. За спором между двумя властными структурами кроется и более серьезный спор о том, кому нужно отдавать приоритет: пешеходам с общественным транспортом либо автомобилям. Администрация давно определилась в том, что пешеходы и ОТ главнее, но ГИБДД стоит на страже интересов автомобилистов. Действия городских чиновников укладываются в понятную логику: власти города делают все, чтобы люди не ездили на машинах. И если автомобилисты жалуются, что им нововведения доставляют массу неудобств, то это не недоработка мэрии, а ее цель — да, администрация хочет, чтобы вам было неудобно. ГИБДД, в свою очередь, хочет обратного, и ее тоже можно понять: автомобилисты — это ее хлеб.
Точку в этом споре должны поставить сами горожане. В первую очередь консенсус должен сложиться среди жителей Екатеринбурга: пусть они сами решат, что для них важнее — общественный транспорт или автомобили. Уже не раз говорилось о том, что такие вопросы должны решаться в ходе честных и свободных выборов в городскую думу и мэра города. Но выборы у нас служат каким угодно целям, но только не поиску и обсуждению решений, которые затрагивают абсолютно всех.
3. Конфликт вокруг одного-единственного перекрестка намекает нам на то, что транспортная реформа, намеченная на 2019 год, не пройдет гладко. Введение выделенных полос — это лишь ее малая часть. Представим теперь, что и полос таких будет больше, и помимо них будет еще много других нововведений (например, замена всех существующих маршрутов). На бумаге реформа выглядит гладко и красиво, но в реальной жизни мы видим, что проблемы возникают даже там, где их вроде бы не ждали. Все боятся, что самым сложным будет отмена привычных маршрутов, но даже выделение полос создает такие проблемы, которые решить сходу не получается. Зная это, 2019-го года начинаешь ждать с еще большим опасением. Очевидно, что при сохранении конфликта между ГИБДД и администрацией реформа будет провалена.
4. Наконец, бросается в глаза, что ни одна из противоборствующих сторон не хочет слышать другую и уж тем более не думает, собственно, о горожанах. Действия чиновников администрации, какими бы идеями они ни руководствовались, похожи на откровенный троллинг: воспринимать «кирпич» над полосой оживленной улицы по-другому не получается. Кажется, что власти города и ГИБДД так увлеклись войной друг с другом, что просто забыли уже, для кого они вообще-то должны работать. И самое печальное, что не находится никого, кто смог бы их разнять и примирить. До горожан же вообще никому нет дела, и никаких других доказательств заброшенности Екатеринбурга уже не надо.
Алексей Шабуров