Напряжение вокруг грядущих выборов в городскую думу Екатеринбурга растет. Депутаты заметно нервничают: они до сих пор не знают, по какой схеме пройдут выборы, а все попытки получить хоть какую-то информацию заканчиваются неудачно. Под вопросом и судьба прямых выборов главы города. Всё идет к тому, что провести тихую и спокойную кампанию у властей вряд ли получится.
Фото с сайта Екатеринбургской городской думы
Два главных вопроса, которые волнуют не только депутатов, но и широкую общественность: сохранятся ли прямые выборы главы и по каким правилам пройдет голосование в гордуму?
Что касается избрания главы, то тут варианта, как легко догадаться, два: либо остается нынешняя система, при которой глава города избирается напрямую, но не имеет реальной власти, либо вводится схема, на которую перешли почти все города Свердловской области, когда мэр назначается по конкурсу и возглавляет администрацию.
С избранием депутатов всё немного сложнее. Половина из них избиралась по спискам, а половина по одномандатным округам. Сейчас обсуждается две версии: или партийные списки будут отменены полностью, или от партий будет избираться только 10 депутатов. Третий вариант — оставить всё как есть.
Оба решения должны быть приняты на областном уровне. И судя по всему, с депутатами городской думы никто никаких консультаций не ведет и мнение их учитывать не будут. Депутаты начинают терять спокойствие: на заседании 14 ноября 2017 года они предложили провести информационный час, посвященный будущим выборам. Но против этой инициативы неожиданно резко выступил глава города Евгений Ройзман.
«Это не наша прерогатива. Нас поставят перед фактом, а сейчас обсуждать нечего. Эта карта будет вытащена в последний момент из рукава. Давайте не будем обсуждать слухи», — сказал Ройзман, фактически сняв вопрос с повестки.
Нервозность, с которой тема выборов обсуждалась в думе, понятна. Всем игрокам хочется пораньше узнать правила игры, но правил нет, и когда они станут известны, никто не знает. И судя по всему, хороших вариантов тут вообще нет.
И отмена партийных списков, и особенно отмена выборов мэра — решения как минимум спорные. Екатеринбуржцы уже не раз проводили различные протестные акции в защиту выборов, и можно ожидать, что протест может повториться вновь. Тем более что недавняя история с храмом-на-воде явно придаст энтузиазма общественникам. «Отстояли пруд, отстоим и выборы мэра!» — легко можно представить, как с таким лозунгом выходят на улицу сотни людей. К недовольным присоединятся и «партийные депутаты», которых не устроит переход на мажоритарную систему.
Поэтому перед властью встает непростой вопрос: когда нужно объявить о непопулярной реформе? Это можно сделать либо до выборов президента, либо после них.
Если начать реформу до марта 2017 года, то есть риск получить в Екатеринбурге очаг протестных настроений аккурат во время президентской кампании. Между тем Кремль уже послал регионам совершенно отчетливый сигнал: никаких протестов во время выборов быть не должно. Повторения ситуации 2011-2012 годов явно никто не хочет. Поэтому, например, президент дает поручения по решению проблем дольщиков и лично (чего никогда не было раньше) звонит протестующим общественникам. Следовательно, отмена выборов мэра во время президентской кампании — вариант не лучший, чреватый неприятными последствиями для региональных и городских властей.
Второй сценарий — это проведение реформы после 18 марта 2018 года. Но и здесь можно найти массу недостатков. Во-первых, это создаст массу технических сложностей. Надо будет в кратчайшие сроки (до начала июня) принимать все необходимые документы. Мало того, уже в апреле должны начаться праймериз «Единой России» — но проводить их можно будет лишь в том случае, если к тому времени уже будет известно и количество депутатов-одномандатников, и нарезка округов. Получается, что на всю реформу остается всего несколько недель. Понятно, что если будет указание сверху, депутаты могут принять всё и за три дня, но тогда навязанный характер решения будет совсем уж очевидным — а значит, недовольства будет еще больше.
Кроме того, если с реформой затянуть, то вся протестная активность в связи с отменой выборов наложится непосредственно на избирательную кампанию. Вопрос в том, повлияет ли это на результаты голосования.
Принято считать, что выборы по одномандатным округам дают власти огромное преимущество. И это действительно так: мажоритарная схема позволяет сформировать стопроцентно лояльную думу. Но здесь самое время вспомнить недавние муниципальные выборы в Москве, когда власть точно так же надеялась провести спокойную кампанию и получить послушные думы. Но протестный электорат мобилизовался, и в нескольких районах оппозиция одержала верх.
Чем меньше округа, тем проще протестным силам победить на волне протестного энтузиазма. В случае реформы одномандатные округа в Екатеринбурге уменьшатся в два раза, а кандидаты смогут использовать протестную риторику в своих целях. Тут можно припомнить и довыборы в Екатеринбурге в марте 2017 года, когда единороссы проиграли оба округа, где проходило голосование.
В общем, очевидно, что гладкого и безопасного варианта у власти нет. Дотянув с решением до конца 2017 года, администраторы выборов поставили себя в крайне затруднительное положение. Убедить людей в том, что выборы мэра городу не нужны, уже точно не получится — следовательно, придется продавливать решение, преодолевая сопротивление. Вопрос в усилиях, которые придется для этого приложить, и в цене, которую придется заплатить.
Есть, конечно, и третий вариант — оставить всё, как есть сейчас. Но его, кажется, никто всерьез не рассматривает.
Алексей Шабуров