Патриарх Кирилл обещал приехать в Екатеринбург в 2018 году. Власти Свердловской области начали подготовку к этому визиту и получили внушительный список пожеланий от РПЦ. Одно из этих пожеланий может создать массу непредвиденных проблем. И речь вовсе не о строительстве храмов и прочих зданий в центре города.
Княгиня Елизавета Федоровна
Накануне в резиденции губернатора впервые собралась рабочая группа по подготовке так называемых Царских дней — столетия расстрела императора Николая Второго и его семьи. Именно на это мероприятие должен приехать патриарх. Заседание было закрытым, но его общий смысл известен: Екатеринбургская епархия озвучивала властям свои пожелания, а областное руководство либо соглашалось, либо не соглашалось с ними.
По итогам совещания вышел релиз, в котором упомянута часть из этих пожеланий. Например, епархия хочет начать строительство возле Храма-на-крови, просит расширить дорогу к Ганиной Яме. Но есть еще одно пожелание, которое стоит особняком — его озвучил викарий епархии епископ Среднеуральский Евгений (Кульберг).
«По словам викария Екатеринбургской митрополии епископа Среднеуральского Евгения, в настоящее время останки причисленной к лику святых великой княгини Елизаветы Федоровны, а также некоторых других представителей династии Романовых находятся в Шанхае, и предстоит проделать большую работу по их возвращению», — так звучит это предложение в сообщении департамента информационной политики.
И вот тут начинаются проблемы.
Начнем с самого главного. Останки, а точнее — мощи великой княгини Елизаветы Федоровны находятся вовсе не в Шанхае. Княгиня Елизавета действительно была расстреляна в Алапаевске, ее тело и тела нескольких человек, убитых там же, белогвардейцы и вправду вывезли сначала в Харбин, а потом в Шанхай. Но уже в 1921 году тело Елизаветы Федоровны было доставлено в Иерусалим и захоронено под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Быть похороненной в Иерусалиме хотела сама великая княгиня.
В 1992 году РПЦ причислила Елизавету Федоровну к лику святых, и ее останки стали считаться святыми мощами. В 2004 году их даже привозили для поклонения в Россию, после чего вернули в Иерусалим, где они и находятся по сей день.
Всё это известные и доступные факты, о которых РПЦ прекрасно знает. Поэтому возникает логичный вопрос: почему епископ Евгений на совещании у губернатора говорил про останки Елизаветы в Шанхае? Варианта два: или архиерей не в курсе, где они находятся (то есть недостаточно хорошо подготовился к совещанию), или он по каким-то причинам намеренно ввел областное руководство в заблуждение.
Впрочем, в Китае действительно лежат останки некоторых представителей семьи Романовых. Тело Елизаветы Федоровны было вывезено в Иерусалим, но тела нескольких человек, расстрелянных вместе с ней, остались на Востоке. Однако судьба этих останков до конца не прояснена.
Тема с возвращением останков Романовых в Россию поднимается уже более десяти лет. В 2005 году об этом говорили представители одной из ветвей дома Романовых. И уже тогда стало понятно, что вернуть останки на родину будет сложно в силу объективных причин: никто не знает точно, где они находятся. По одной из версий, на месте их захоронения сейчас разбито поле для гольфа.
«По Шанхаю, к сожалению, ничего положительного сказать не могу. После кардинальной перестройки города следов захоронений уже не осталось — так же, как и в Ташкенте. По Пекину активных шагов также пока не предпринималось, но при первой возможности этот вопрос будет решаться, так как мы все понимаем меру ответственности за нашу общую историю», — говорил 12 лет назад представитель Ассоциации членов семьи Романовых в РФ Иван Арцишевский.
За десять лет ситуация с места не сдвинулась, и в 2015 году РПЦ продолжала рассуждать о возвращении останков как о желательном, но явно далеком от решения вопросе.
«Обращаются представители общественности с призывом сделать все для поиска этих останков. Я данный вопрос передал в аппарат правительства. Он, бесспорно, нуждается в серьезном обсуждении. Есть разные версии того, что с останками происходило и где они теперь могут находиться. Так что если будет на то воля двух государств — КНР и России, — исследования вполне могли бы быть продолжены. В любом случае, этот вопрос волнует ряд людей, и не случайно его ставят представители общественности в своих обращениях», — говорил в 2015 году тогдашний руководитель Синодального отдела РПЦ по взаимодействию с обществом протоиерей Всеволод Чаплин.
Из всех этих слов совершенно ясно одно: тема с возвращением «китайских» останков — крайне непростая. Во-первых, надо эти останки найти. Во-вторых, надо урегулировать вопрос их переноса в Россию. Очевидно, что даже если вопрос и будет решаться, то это будет сделано на уровне правительств РФ и КНР. Так почему вдруг эта тема поднята на уровне руководства Свердловской области?
Скорее всего, РПЦ просто ищет любые возможности, чтобы добиться решения этого вопроса в положительную для себя сторону. Судя по всему, обращение протоиерея Чаплина в аппарат правительства в 2015 году не дало результатов, и церковь решила идти обходным путем — через свердловского губернатора, под предлогом подготовки к Царским дням.
Но до Царских дней остался всего год, и шансов, что столь сложный вопрос будет решен за столь короткое время, совсем немного. И совсем уж непонятно звучит тема с мощами Елизаветы Федоровны — неужели их планируют переносить из Иерусалима? Возможно ли это? Нужно ли это (учитывая, что великая княгиня похоронена как раз там, где хотела она сама)?
Любое неосторожное действие в этом направлении может создать массу проблем для областного руководства. Тем не менее поручение заняться вопросом возвращения останков уже дано заместителю губернатора Павлу Крекову. Вице-губернатору не позавидуешь: работа предстоит крайне непростая.
«Политсовет»