Дата: 07.02.2017

Политика победила: транспортная реформа в Екатеринбурге отложена

Власти Екатеринбурга решили на два года отложить внедрение новой схемы маршрутов общественного транспорта. Вместо 2017 года реформу планируется осуществить в 2019 году. Решению о переносе сроков внедрения схемы предшествовал почти месяц бурных споров. И судя по всему, политическая целесообразность взяла верх.

Политика победила: транспортная реформа в Екатеринбурге отложена
Изображение с официального портала Екатеринбурга

Внезапный перенос

Заявление о переносе реформы на 2019 год стало полной неожиданностью. Еще на прошлой неделе городские власти были полны решимости и настаивали на необходимости внедрения новой схемы. Более того, на этой неделе должны были состояться заседания профильных комитетов областного Заксобрания и городской думы, посвященные готовящейся транспортной реформе. Докладчиками в обоих случаях должны были выступить представители администрации Екатеринбурга. Очевидно, что еще несколько дней назад о переносе реформы никто даже не думал.

Но днем 7 февраля глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб заявил, что с учетом всех замечаний и предложений обсуждение и доработка новой схемы будут продолжены.

«Реализация схемы новой маршрутной сети будет разделена на этапы, которые позволят избежать ошибок при ее внедрении. Сначала будет подготовлена транспортная инфраструктура, в том числе выделенные полосы, остановочные и пересадочные комплексы, установлены средства видеофиксации. Особое внимание мы планируем уделить информированию населения и созданию соответствующих информационных комплексов и служб. С учетом того, что в 2018 году Екатеринбург будет принимать матчи Чемпионата мира по футболу, дата внедрения новой маршрутной схемы будет перенесена на 2019 год», — сказал Якоб.

А за полчаса до этого заявления было объявлено об отставке заместителя главы администрации по транспорту Евгения Липовича, который был идеологом новой транспортной схемы. И хотя слухи о его отставке ходили уже давно, совпадение даты его увольнения и решения о переносе реформы вряд ли является случайным.

Схема раздора

Споры вокруг новой транспортной схемы не утихали весь последний месяц. Сначала спорить начали горожане в соцсетях, а затем к ним присоединились политики и чиновники. Обсуждение реформы прошло на заседании городской думы, ради нее впервые созвали совместное заседание общественных палат Екатеринбурга и Свердловской области.

Против внедрения схемы высказались специалисты в сфере транспорта, уполномоченный по правам человека, ряд депутатов города и области. Последним по времени стало заявление начальника областного управления ГИБДД Юрия Демина. Он назвал новую транспортную схему «утопией» и посетовал на ее небезопасность. Проверить разработчиков реформы также пообещала прокуратура.

Дискуссия недолго носила узкоспециальный характер. Почти сразу она перешла в политическую плоскость. Так, 31 января партия «Справедливая Россия» провела митинг против транспортной реформы, на который собрала свой городской актив, состоящий преимущественно из пенсионеров. Акция носила явно политический подтекст и стала своего рода заявкой справедливороссов на текущий электоральный сезон.

На середину февраля был анонсирован еще один митинг, организаторы которого, правда, никому в городе не известны. Нетрудно догадаться, что ближе к самой реформе, то есть к 1 июля, таких акций прошло бы еще несколько, и риторика на каждой из них становилась бы все жестче и агрессивнее.

Всё дело в выборах

Но дело, конечно, не в самих митингах. Ключевой момент в том, что в сентябре 2017 года в Свердловской области пройдут выборы губернатора. Активная фаза предвыборной кампании совпала бы как раз с внедрением новой транспортной схемы. И последствия этого совпадения могли быть самыми непредсказуемыми.

Об опасности такого шага «Политсовет» подробно писал с самого начала. Реформа, будь она реализована в задуманном виде, привела бы к массовому недовольству населения. Сотни тысяч горожан одномоментно лишились бы всех привычных маршрутов передвижения по городу. Какой бы ни была подготовительная работа, это стало бы шоком для города и привело к масштабной неразберихе. В «мирное» время это можно было пережить и преодолеть, но в год губернаторских выборов цена оказалась бы слишком высока. На кону стояла политическая стабильность региона и судьба губернатора.

Неизвестно, задумывались ли о таком совпадении идеологи новой схемы, но после объявления реформы стало окончательно понятно, что тихо и гладко все не пройдет. Что оставалось властям делать в такой ситуации? Вариантов было два — либо сжав кулаки и закрыв глаза настаивать на своем, либо отступить и отложить реформу, растянув ее по времени.

До сегодняшнего дня казалось, что власти города выбрали первый вариант. Но, видимо, нашлась причина, по которой администрация все же склонилась ко второму — перенести реформу. Понятно и то, почему ее реализуют не в 2018, а в 2019 году: дело не только в чемпионате мира, но и в выборах депутатов городской думы, намеченных на осень 2018 года.

В 2019 году подобных политических рисков уже не будет, и реформа наверняка пройдет куда спокойнее. Если, конечно, ее сторонники к тому времени останутся во власти.

Алексей Шабуров
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать