В Екатеринбурге прошел митинг, который позиционировался как акция протеста против введения в городе новой схемы маршрутов общественного транспорта. На деле всё было куда больше похоже на предвыборную акцию партии «Справедливая Россия». Это могло бы остаться частным случаем из жизни этой партии, но в реальности политизация важной общественной дискуссии может оказаться вредной для всего города.
Митинг прошел днем 31 января на площади Обороны, где собралось несколько сотен человек — в основном пенсионеры. Масштабная и основательная сцена была украшена огромным транспарантом с символикой «Справедливой России», а партийных флагов в руках собравшихся было куда больше, чем плакатов с лозунгами против транспортной реформы. Людям на площади раздавали листовки с портретом депутата Госдумы от СР Александра Буркова. Его считают одним из вероятных кандидатов на выборах губернатора Свердловской области, намеченных на сентябрь этого года.
Сам по себе митинг вряд ли что-то добавил к бурной дискуссии о новой транспортной схеме, продолжающейся в Екатеринбурге уже почти месяц. Но с политической точки зрения можно выделить несколько моментов, касающихся этой акции.
Во-первых, митинг можно и нужно рассматривать в первую очередь как смотр и тренировку «сетки» справедливороссов. Речь идет именно о сборе актива, а не о народной акции. Об этом свидетельствует даже время проведения митинга — днем во вторник. Акции, на которые планируется привлечь широкие массы, обычно проходят либо вечером, либо в выходные. В этом же случае «Справедливой России» нужно было собрать именно свой актив, который будет задействован во время предстоящей кампании. Что и было сделано.
Во-вторых, митинг можно расценивать как сигнал о начале губернаторской кампании Александра Буркова. Он и раньше не отрицал, что намеревается выдвинуться в губернаторы, но акция стала первым его публичным шагом в этом направлении. Об этом говорят и листовки с портретом Буркова, и агитаторы в манишках с его именем, и упоминание фамилии депутата в речах со сцены.
В-третьих, нужно констатировать: случилось то, о чем мы и предупреждали — споры о транспортной схеме неизбежно становятся политическими. Это было понятно сразу — в год губернаторских выборов непременно найдутся политические силы, которые используют или хотя бы попытаются использовать недовольство горожан в собственных политических целях. Власть, затеяв реформу на 2017 год, сделала своим противникам огромный подарок: им не нужно создавать поводов для недовольства масс, всё уже создано до них. Нетрудно предположить, что сценарий с митингами будет разыгран и в июле, когда новая схема будет внедрена на практике.
В такой политизации важной общественной дискуссии нет ничего хорошего. Транспортная реформа касается сотен тысяч горожан, но за счет подобных митингов вопрос уводится в плоскость партийных лозунгов и электоральных технологий. Говоря о новой маршрутной сети, действительно есть что обсуждать и есть о чем спорить — но спорить надо не со «Справедливой Россией» и не с ее замотивированными активистами, которые всё равно будут против, потому что у них такая работа. В этом случае партийный митинг с песнями и речами — худшее, что можно было сделать.
Отдельно стоит сказать и о самой «Справедливой России». За последние годы отношение к этой партии испортилось бесповоротно, ее рейтинги и результаты на выборах продолжают падать, а слухи о ее ликвидации появляются с завидной регулярностью. По этой причине мало кто из внепартийных общественных сил захочет ассоциироваться со «Справедливой Россией» и тем более играть на ее стороне. Особенно если речь идет о предвыборной кампании и продвижении в губернаторы совершенно конкретного кандидата.
В этом плане СР оказала Екатеринбургу медвежью услугу. Новая транспортная схема не нравится очень многим, и небезосновательно. Но теперь противники реформы оказались в затруднительном положении. Ведь высказывая свою точку зрения, они сейчас, получается, будут поддерживать «Справедливую Россию». Делать это по озвученным выше причинам мало кто хочет. И здесь остается два выхода — либо устраниться из дискуссии, либо искать какие-то новые аргументы и формы высказывания, которые позволяли бы дистанцироваться от СР с ее фирменным популизмом.
Как бы то ни было, все политические и общественные силы города сейчас наверняка держат в уме июль, когда новая транспортная схема будет внедрена на практике. «Справедливая Россия» уже сделала заявку на то, чтобы оседлать и возглавить возможный массовый протест. Власть в меру своих сил и способностей попытается этого протеста не допустить. Вопрос в том, что останется делать горожанам, имеющим точку зрения, отличную от этих двух. Есть немного времени подумать над этим.
Алексей Шабуров