Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев опубликовал новую программную статью. Объемный текст посвящен планам развития области на ближайшие годы. Однако о самом главном, что ждет Свердловскую область уже в этом году — сентябрьских выборах губернатора — Куйвашев ни слова не сказал.
Фотография департамента информационной политики губернатора Свердловской области
Статья называется «Переломный момент». Текст объемом более 32 тысяч знаков опубликован в «Областной газете». Это уже не первая программная статья губернатора. Подобные тексты Куйвашев публикует в начале каждого года. Предыдущие назывались «Сохраним опорный край державы», «Мобилизация на успех» и «Мобилизация на успех: год 2016».
Однако нынешняя статья стоит, конечно, особняком. Она выходит в начале 2017 года — года первых за 14 лет губернаторских выборов в Свердловской области. Срок полномочий Евгения Куйвашева заканчивается в мае, и он до сих пор публично не объявлял о своем намерении участвовать в выборах. За день до публикации статьи Куйвашев встретился с президентом Владимиром Путиным. Обсуждались ли на этой встрече предстоящие выборы и участие Куйвашева в них, неизвестно: в официальной стенограмме этого нет. Вполне возможно, что президент все-таки дал добро на участие губернатора в выборах, но по тем или иным причинам публично об этом будет объявлено позднее, когда и будет подписан официальный указ. Из-за этой недосказанности статья губернатора была обречена на повышенное внимание: все ждали от нее ответа на вопрос о политических планах Евгения Куйвашева.
И в статье действительно очень много говорится о планах. Губернатор предлагает добиваться роста численности населения, снижения безработицы, роста производительности труда, улучшения экологической обстановки, обеспечения продовольственной безопасности и многого другого. «Наша задача: вхождение Свердловской области в тройку регионов — лидеров России», — пишет Куйвашев.
Единственное, о чем ни слова не сказано в статье — это о предстоящих выборах губернатора. Куйвашев вместе со своими копирайтерами (ведь понятно, что подготовить такой текст в одиночку невозможно) ни разу не упоминают ни выборы, ни своего намерения участвовать в них. Несведущий в политике человек, прочтя статью, ни за что не догадается, что в сентябре в регионе пройдут выборы, и Куйвашев, возможно, будет в них участвовать. Но это несведущий. Для сведущих же в статье разбросана масса намеков на то, что да — губернатор собирается пойти на выборы.
Самый главный и самый прозрачный намек — это предложенная программа под названием «Пятилетка развития». Почему пятилетка, понятно. Срок полномочий губернатора составляет пять лет, и Куйвашев тем самым делает заявку на весь этот срок. Одновременно слово «пятилетка» рождает вполне очевидные ассоциации с советским прошлым: вероятно, идеологи предвыборной кампании намерены построить свою работу на игре с этими ассоциациями, делая ставку на возрастной электорат, немного ностальгирующий по СССР.
Более того, в статье даже озвучен первый этап предвыборной кампании: он будет строиться на разработке и обсуждении упомянутой программы.
«План развития Свердловской области на предстоящие пять лет, программа «Пятилетки развития», уже готовится по моему поручению. К работе приступили осенью прошлого года. Группа разработчиков, в которую входят и наши областные специалисты, и российские учёные, получила задание представить проект программы к апрелю этого года, после чего мы его обсудим с жителями области. Народ у нас опытный, умудрённый жизнью, и я не сомневаюсь, что будут высказаны дельные предложения, замечания, дополнения к проекту программы», — говорится в статье.
Прием этот для Свердловской области не нов. Перед выборами 2011 года точно так же обсуждалась и принималась программа социально-экономического развития до 2015 года, перед выборами в Екатеринбурге в 2013 году появилась программа «Столица». В статье 2016 года Куйвашев писал о «едином плане территориального развития области под условным названием «Сила Урала». Через несколько месяцев предвыборную программу с таким названием приняла партия «Единая Россия».
Собственно, все остальные 30 тысяч знаков губернаторской статьи можно считать обрамлением этого посыла: автор (или авторы) дают понять, что план кампании готов, и он не будет принципиально отличаться от того, что областные власти делали на предыдущих выборах. Программа, народное обсуждение, рабочая группа — всё это нам хорошо знакомо.
Среди других намеков, которые бросаются в глаза: вполне ясно обозначены бизнес-структуры, на которые глава области намерен опираться при переизбрании. Так, в тексте шесть раз упомянута компания УГМК, а ее гендиректор Андрей Козицын даже запечатлен на одной из фотографий, иллюстрирующих статью. Ни одна другая ФПГ не упоминается в статье столь часто и позитивно. А, например, «Уралвагонзавод», который, по слухам, имеет свою точку зрения на предстоящие выборы, вообще не упоминается ни разу.
Кстати, обойдена вниманием и «Единая Россия». Она упомянута только один раз, да и то не в самом тексте, а в подписи к одной из фотографий. Этот факт наверняка даст кому-то пищу для самых разных версий: например, о том, что Куйвашев может отказаться от выдвижения от этой партии и пойти на выборы самовыдвиженцем, позиционируя себя как «кандидата от всей области». Это, впрочем, уже совсем умозрительные предположения.
Неожиданным выглядит и финальная часть статьи. После обстоятельного рассуждения об экономических показателях, о производстве и социальной политике, о муниципальном управлении Куйвашев вдруг сообщает, что его программу развития благословил екатеринбургский митрополит Кирилл (его имя даже выделено жирным шрифтом). Между строк читается, что губернатор получил благословение церкви на свою предвыборную кампанию. Можно догадаться, что тема духовности, по-видимому, будет присутствовать и в его предвыборной риторике.
Как бы то ни было, перед нами довольно уникальный пример — предвыборная статья, в которой ничего не говорится о выборах. И это вовсе не упрек Куйвашеву, а скорее замечание всей нашей политической системе, в которой кандидатам приходится до последнего скрывать свое намерение участвовать в выборах и разговаривать с электоратом с помощью всевозможных намеков и подмигиваний.
Алексей Шабуров