Реформа правительства Свердловской области вступает в решающую стадию. Масштабы и контуры этой реформы пока понятны лишь в общих чертах. Но уже сейчас очевидно, что преобразования затронут интересы очень многих персон и групп влияния в уральской политической элите. Главная интрига этих дней заключается в судьбе аппарата правительства и его руководителя.
Азат Салихов. Фотография департамента информационной политики губернатора Свердловской области
Законопроекты с поправками в Устав Свердловской области и в закон об областном правительстве сейчас находятся на рассмотрении регионального Заксобрания. Ожидается, что их примут сразу в трех чтениях уже 17 октября.
Тексты этих двух законопроектов до сих пор не опубликованы, и их содержание известно лишь со слов депутатов и чиновников. Предполагается, что правительство возглавит губернатор Свердловской области, у которого будет пять заместителей — вице-губернаторов. Двое из них будут первыми, их кандидатуры должно будет утверждать Заксобрание. Назначать остальных вице-губернаторов и министров, а также определять структуру правительства губернатор будет самостоятельно.
Это всё формальные юридические положения законов, а вот реальное политическое наполнение реформы и ее последствия для области будут определяться другими факторами — распределением полномочий между членами правительства и бюрократическими структурами внутри исполнительной власти.
Сами министерства, скорее всего, останутся в нынешнем виде: изменения если и произойдут, то не будут кардинальными. Гораздо интереснее и важнее, что станет с аппаратом правительства. Понятно, что в нынешнем виде он существовать уже не может.
Сейчас в аппарат правительства входит восемь управлений (организационное; юридическое; выпуска правовых актов и издательской деятельности; сводного анализа и прогнозирования; контроля исполнения поручений; информационных технологий; документационного обеспечения; по работе с обращениями граждан; мобилизационной работы) и один департамент (по местному самоуправлению), а также советники и помощники председателя правительства и его заместителей.
Возглавляет аппарат его руководитель в ранге вице-премьера, у которого тоже есть свои советники, помощники и специалисты.
Одновременно существует и администрация губернатора, которая обеспечивает деятельность главы области. И если губернатор возглавит правительство, то параллельное существование этих двух структур будет невозможно, тем более что их функции будут пересекаться (например, юридическое управление правительства и правовой департамент губернатора, очевидно, в новых условиях становятся дублирующими).
Именно поэтому аппарат правительства может стать как главной жертвой, так и главным бенефициаром от реформы. Многое будет зависеть от того, какую позицию займет его нынешний руководитель Азат Салихов.
Салихов традиционно считается человеком из ближайшего окружения губернатора — с Евгением Куйвашевым они знакомы еще с 1990-х годов по работе в Нефтеюганском районе ХМАО. Само его назначение главой аппарата правительства в свое время расценивалось как попытка губернатора взять под контроль кабинет министров: Салихов в такой конфигурации был противовесом главе правительства Денису Паслеру.
Однако за два года ситуация изменилась. По свидетельству целого ряда источников, в последнее время под давлением ряда обстоятельств Салихов сблизился с Паслером и в целом «играл в той же команде», что и премьер. После отставки Паслера оказалось так, что именно Салихов встал во главе бюрократической группы, оставшейся от экс-премьера — и это неудивительно, ведь он руководит аппаратом, сформированным Паслером, и в этом качестве должен сейчас отстаивать его интересы. Попытка Салихова сохранить аппарат и остаться в его главе в каком-то смысле неизбежно будет расцениваться элитой как игра против губернатора, и это ставит вице-премьера в непростое положение.
От развития этой ситуации будет зависеть судьба всей реформы правительства. Сохранение аппарата правительства в его нынешних чертах будет означать, что новая реформа, как и многие до нее, пройдет «по верхушкам», затронув лишь руководителей исполнительной власти, но не ее механизмы. В этом случае появится повод говорить даже о том, что Денис Паслер через Салихова сохранит определенное влияние на работу правительства (хотя вопрос о том, есть ли у него такая цель, пока остается открытым). Если же аппарат будет реорганизован и переформатирован, то последствия реформы окажутся поистине масштабными, и конфигурация власти действительно будет перестроена «под губернатора».
Как бы то ни было, именно судьба аппарата правительства становится сейчас индикатором того, куда повернет правительственная реформа и насколько она изменит расклад сил в свердловской политике.
Алексей Шабуров