Выборы губернатора Свердловской области стали лакмусовой бумажкой, обнаружившей смену эпох в региональной политике. 21 сентября стало окончательно ясно, что область теперь будет жить при совершенно новой расстановке политических сил: при слабом, зависимом от Москвы губернаторе, набирающей силы и претендующей на реальное участие в политической жизни оппозиции, при олигархах, одновременно борющихся с центральной властью и пытающихся её использовать.
Да, политические условия в России изменились. Всевластие региональных лидеров сменилось жесткой управленческой вертикалью, и те региональные лидеры, которые не поняли этого или не захотел принять, ушли сами или были жестко «оттерты» от власти кремлевскими структурами. Достаточно вспомнить Кондратенко, Наздратенко, Руцкого, из последних – Яковлева.
Те, кто остался, были вынуждены вписываться в вертикаль власти, выстраивать новые отношения с федеральным центром. Конечно, это ослабило позиции региональных лидеров. Но, все же, большинство из них вошли в новую властную парадигму на достойных, вполне приемлемых для себя условиях – получив в замен почетные должности в «партии власти», гарантии продления своей власти, сохранив относительную самостоятельность в принятии политических решений. По большому счету, Лужков, Шаймиев, Пруссак, Аяцков, другие губернаторы «старого закала» и в новой политической ситуации смогли остаться настоящими политиками федерального масштаба, полностью контролирующими свои регионы.
Для того, чтобы убедится в этом, достаточно посмотреть на их рейтинги, на те проценты голосов, с которыми они побеждают на выборах в своих регионах. Из «старых» губернаторов, управляющих своим регионом не один срок, в два тура провел выборы только Кирсан Илюмжинов, и то – только в следствие непрекращающегося предвыборного прессинга со стороны силовых структур. Это сказывается и на позиции губернаторов относительно «Единой России»: самостоятельные и сильные губернаторы стараются оказывать «партии власти» услуги, зарабатываю «очки» перед её кремлевскими кураторами, в то же время стремясь не в коем случае не просить помощи самим: долги перед Кремлем ослабляют регионального лидера. Так, Лужков, занимающий 3-е место в федеральном списке «Единой России», пошел на выборы самовыдвиженцем, чтобы продемонстрировать свою независимость от Кремля.
Что мы наблюдаем в Свердловской области? Ещё 4 года назад Россель входил в пул наиболее влиятельных региональных политиков, одним из «столпов федерализма». С ним считались в Москве, ему удавалось отстаивать интересы региона на самом высоком уровне – потому что он был независим и опирался на собственные ресурсы. Россель обладал удивительным политическим чутьем, которое проявил, не вступив в «Отечество» и поддержав на выборах «Единство». Причем на выборах 1999 года он помог «партии власти», не оставшись у неё в долгу.
Но все это было 4 года назад. В 2003 году ситуация складывалась принципиально по-иному. В конце 2002 года команде Росселя стало ясно, что позиции губернатора слабы, что любой кандидат, поддержанный Кремлем, выиграет выборы. Тогда Россель отказался от «игрищ в независимость», забыл про «проблему межбюджетных отношений» и был вынужден ехать в Москву заручаться поддержкой Ельцина, администрации президента и «партии власти». Ему это удалось. Но ради поддержки Москвы Россель переступил через собственные принципы, через идеи федерализма, через мечту об Уральской республике и самостоятельности уральского региона. В отличие от большинства других «старых губернаторов», он не «вписался в новую систему властных отношений», выторговав себе приемлемые и достойные условия, он откровенно «лег под Москву», полностью отказавшись от собственной политической линии.
Сложно сказать, почему это произошло. Сыграл ли свою роль страх потерять власть, или пожилой губернатор потерял былую политическую хватку и сплоховал, или хитроумные москвичи обвели «уральского дедушку» вокруг пальца – неизвестно. Скорее всего, свою роль сыграл