Дата: 23.09.2002

Объединение регионов началось

Все чаще звучит на разных уровнях власти мысль: трудно управлять столь большим количеством субъектов Федерации. Не стоит ли уменьшить их количество через объединение? Председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов, прибывший в Иркутск для участия в работе 2-го Байкальского экономического форума, побывал в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, где на встрече с местными властями этот вопрос тоже был затронут. Обсуждалась возможность объединения округа с Иркутской областью.


Царским указом от 19 октября 1764 года Сибирь стала именоваться Сибирским царством и была поделена на две губернии: Сибирскую с центром в Тобольске и Иркутскую с центром в Иркутске. Границы Иркутской губернии корректировало время, в новейшей истории она успела поименоваться Восточно-Сибирским краем, а в 1937 году сократилась до нынешних размеров Иркутской области. В том же году в ее составе был образован Усть-Ордынский Бурятский национальный автономный округ. Конец прошлого века разделил округ и область на два равноправных субъекта Российской Федерации.

С тех пор вопрос об их слиянии время от времени поднимается. Плюсы и минусы объединения подсчитывают политики регионального уровня. И плюсов, по всей видимости, оказывается больше. На данный момент область и округ несопоставимы ни по размерам, ни по населению, ни по развитию экономики. Иркутская область входит в десятку крупнейших субъектов федерации, её население превышает 2 миллиона 74 тыс. человек, в то время как в округе живет лишь 143 тысячи. Кроме того, Усть-Ордынский округ полностью окружен Иркутской областью. Вся его экономика завязана на большого соседа. От объединения он должен только выиграть.

И вот теперь представилась возможность сопоставить мнения высшей законодательной власти России, губернатора Иркутской области Говорина и главы администрации округа Малеева. Кажется, уже никто не сомневается: однажды область и округ объединятся. Вопрос лишь в том, на каких условиях и на каком социальном фоне. Эту тему Миронов и Малеев обсуждали сначала за закрытыми дверями, а затем – с депутатами окружной Думы.


Точка зрения Малеева такова: при слиянии должен быть образован совершенно новый субъект Федерации, который может именоваться, например, Прибайкальским краем. Он обратился к Миронову с предложением о том, чтобы СФ взял на себя кураторство над объединительным процессом. Спикер сообщил журналистам о создании рабочей группы по вопросам объединения округа и области при Совете Федерации.


Председатель верхней палаты российского парламента считает, что «не нужно подстегивать и торопить процесс, но если изменения назрели, надо решать вопрос». Миронов особо подчеркнул, что «за» или «против» идеи объединения должны высказаться жители - на референдуме. У губернатора Иркутской области Говорина своя точка зрения: «Объединение – это не политический, а прагматический процесс. Он будет успешным только в том случае, если станет способствовать повышению качества уровня жизни граждан».


Однако, кроме политических мотивов, существует и объективная реальность. В настоящее время бюджетная обеспеченность жителей Иркутской области – территории-донора - в два раза ниже, чем в Усть-Ордынском округе – дотационной территории. В 2003 году, по предварительным данным, округ получит из федерального бюджета 3 млрд рублей вместо 1,8 млрд, выделенных нынче, а для области запланировано около 1 млрд. Председатель Законодательного собрания Иркутской области Шишкин считает, что, кроме финансовых проблем, могут возникнуть и правовые: придется отменять ныне действующие законы и создавать новые – единого субъекта.


В одном политические деятели любого уровня сходятся: объединение не произойдет завтра, его не случится и в будущем году. Этот процесс может занять 2-4 года.

<iframe src="
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать