В уральском политическом сообществе все большую популярность набирает идея о ликвидации администрации губернатора Свердловской области. На первый взгляд она кажется утопической: губернаторская администрация — столп и центр региональной политической системы. Но именно по этой причине она и должна быть ликвидирована: вместе с ней исчезнут многие противоречия, из-за которых область оказалась в глубоком управленческом кризисе.
Здание администрации губернатора Свердловской области
Предложения ликвидировать администрацию губернатора зазвучали в начале года, когда в Заксобрание был внесен законопроект о ликвидации поста председателя правительства. Многим тогда показалось более разумным избавиться не от должности премьера, а от раздутой и не вполне легитимной администрации.
Сама администрация, само собой, ликвидироваться отказалась: об этом в письме местному активисту заявил глава департамента внутренней политики губернатора Антон Третьяков. При этом он ссылается на Устав Свердловской области, где прописано существование этого органа. Аргумент довольно слабый: Устав можно изменить, как уже не раз бывало.
Нужно признать — пока что идея ликвидировать администрацию губернатора выглядит скорее троллингом, чем реальным политическим проектом. Но на самом деле вопрос заслуживает серьезного обсуждения, и чем больше над этим думаешь, тем более необходимой кажется ликвидация.
Что такое администрация губернатора Свердловской области? Это орган власти, который создан для обеспечения деятельности губернатора, только и всего. Это на бумаге. А на деле это огромная управленческая и политическая структура, на которой замыкается решение всех сколько-нибудь принципиальных вопросов из жизни области.
Администрация губернатора создавалась в 1990-е годы для нужд Эдуарда Росселя и была его политическим, а во время избирательных кампаний — и предвыборным штабом. Россель тогда воевал с мэром Екатеринбурга Чернецким, а администрация обеспечивала эту войну идеологически, информационно, технологически и политически. Война кончилась, а администрация осталась — и не просто осталась, а постоянно росла, как и подобает любой бюрократической структуре.
Сейчас в состав губернаторской администрации входит ее руководитель, четыре его заместителя, советники губернатора, государственно-правовой департамент, департамент административных органов, департамент внутренней политики, департамент информационной политики, отдельная пресс-служба губернатора, управление протокола, секретариат, экспертно-аналитическое управление, контрольный департамент, управление кадровой политики, управление референтуры и сектор специальной связи.
На содержание этого органа власти в 2016 году будет потрачено 238 миллионов рублей — больше, чем на аппарат областного правительства.
Чрезмерные расходы на содержание десятков чиновников, обслуживающих интересы главы области — это лишь один из доводов в пользу ликвидации администрации. Сэкономить пару сотен миллионов рублей в кризис — это было бы неплохо, хотя по сравнению с многомиллиардным дефицитом областного бюджета это не такая уж большая сумма.
Впрочем, дело не только в материальных соображениях. Ликвидировать администрацию губернатора нужно и по политическим, и по моральным причинам.
Как уже говорилось, сейчас администрация фактически подменяет собой и правительство области, и Заксобрание. Именно тут вырабатываются принципиальные решения, пишутся законопроекты, которые затем просто утверждаются органами исполнительной и законодательной власти.
Но ведь правительство и Заксобрание — это органы публичной власти, и с юридической точки зрения они несут ответственность перед народом, обладают необходимой для этого легитимностью. Заксобрание избирается на всенародных выборах, председатель правительства и ключевые министры утверждаются Заксобранием, депутаты могут инициировать вопрос об их отставке. Возможно, эти механизмы ответственности несовершенны, но они есть. И это логично, когда орган, вырабатывающий и принимающий решения, отвечает за них перед населением.
Администрация же губернатора никакой публичной ответственности не несет: она не обязана отчитываться ни перед народом, ни перед его законными представителями. Она работает исключительно на губернатора, и только на его интересы и ориентируется. Почему в таком полулегитимном органе должны разрабатываться какие-то законы, почему там обсуждаются и утверждаются кандидаты в Заксобрание? Пусть эти вопросы прозвучат наивно, но это не значит, что их не нужно задавать.
И еще один момент — чиновники, работающие в администрации губернатора, разумеется, заинтересованы в своем сохранении и могуществе. Для этого они постоянно должны доказывать губернатору свою необходимость и востребованность, запрашивая все больше и больше ресурсов на свое содержание. Поскольку в 1990-е годы администрация была создана для ведения политических войн, то и сейчас она заинтересована в раздувании и продолжении этих войн. Хотя сама политическая эпоха этому вроде бы не способствует. Администрация губернатора в ее нынешнем виде — это и есть главная причина самых острых политических конфликтов в области, она этими конфликтами живет, она их продуцирует, она ими питается.
Костяк администрации составляет группа «идеологов», работающих в областной власти еще со времен Эдуарда Росселя. Все к этому привыкли настолько, что почти никто не задает вопрос — а зачем вообще современному губернатору «идеологи»? В наше деидеологизированное время, когда все идеи формируются и спускаются из Москвы, идеологический блок на областном уровне вообще не нужен.
Администрация губернатора за счет бюджетных денег (более полумиллиарда рублей) содержит и кормит целый пул СМИ, занимающихся восхвалением губернатора. Что будет, если она не будет этим заниматься? Любой чиновник и политик скажет — тогда СМИ просто съедят губернатора, размажут его по стенке, будут критиковать его за каждый шаг, не дадут работать. Но этот довод работает только в том случае, если губернатор — плохой политик и управленец, если хорошее о нем можно сказать только за деньги. Хорошему же губернатору такой искусственный пиар был бы не нужен, да и критики он бы не боялся.
Итак, администрация губернатора не нужна. Разумеется главе области нужен секретариат, канцелярия и отдел протокола — чисто технические подразделения, в которых может работать несколько десятков человек. Никакого экспертно-аналитического управления, никакого управления внутренней или информационной политики. Все «управленческие функции» спокойно и безболезненно можно передать в уже работающий аппарат правительства.
Да, в этом случае губернатор не будет «царем и богом», не будет всевластным князем на выделенной ему территории, у которого есть свой собственный двор, кулуарно решающий все важнейшие вопросы. Но ведь область от этого только выиграет. Время князей прошло уже лет как триста.
Просто представьте: завтра вы просыпаетесь, а администрации губернатора нет. Станет ли Свердловская область (область, а не губернатор) жить от этого хуже? Что-то подсказывает, что нет. Представьте, это не трудно.
Алексей Шабуров