Дата: 17.02.2016

Афера «праймериз»

Партия «Единая Россия» официально дала старт своим праймериз, по итогам которых должны быть сформированы списки кандидатов в Госдуму. Эта тема в ближайшие три месяца наверняка станет одной из главных в российской политической повестке. Сами единороссы позиционируют праймериз как открытую и честную процедуру, по результатам которой кандидатами станут только лучшие и достойные. Однако на примере Свердловской области можно убедиться, что на самом деле все совсем не так, и исход предварительного голосования будет зависеть от интриг, конфликтов и договоренностей внутри правящей элиты.

Афера «праймериз»
Фотография с официального сайта партии «Единая Россия»

Процедура

Предварительное голосование «Единой России» состоится по всей стране в один день — 22 мая. По итогам этого голосования должны стать известные имена кандидатов, которых партия выдвинет в Госдуму — как по одномандатным округам, так и по партийным спискам.

Правда, уже здесь есть одно «но»: в положении о праймериз нигде прямым текстом не написано, что победители обязательно будут выдвинуты в депутаты. Более того, там говорится, что предварительное голосование не является процедурой выдвижения кандидатов. Окончательные списки будут утверждаться на съезде партии, и формально никто не обязывает участников съезда голосовать именно за тех, кто победил на праймериз.

Подать заявку на участие в праймериз могут все желающие — не только члены партии, но и ее сторонники, а также беспартийные. Члены других партий участвовать в праймериз не могут. Кроме того, есть и другие ограничения: не смогут выдвинуть свои кандидатуры люди с судимостью (в том числе и погашенной), а также те, кто привлекался к административной ответственности за распространение экстремистских материалов или нацистской символики. Не допустят до голосования и тех, у кого есть счета в иностранных банках.

Кандидаты в числе прочего должны предоставить в партию справку об отсутствии судимости, а также документы об образовании и роде деятельности.

Что касается избирателей, то голосовать на праймериз могут вообще любые граждане, живущие в конкретном избирательном округе.

С формальной точки зрения условия действительно вполне либеральные — но на деле, с учетом политических раскладов в каждом отдельно взятом регионе, становится понятно, что выдвинуться и победить на праймериз не так-то просто. Уже сейчас за право определить победителей ведется ожесточенная подковерная схватка в коридорах власти. Проследить за этим можно на примере Свердловской области.

Проблема губернаторов

Один из главных вопросов, который обсуждали единороссы при подготовке к праймериз, был вопрос о том, смогут ли участвовать в предварительном голосовании губернаторы. В прошлые годы главы регионов могли выдвигать свои кандидатуры и легко побеждали в праймериз. Например, в 2011 году тогдашний губернатор Свердловской области Александр Мишарин занял первое место вообще во всех праймериз, которые проходили в области. Он впоследствии и возглавил предвыборный партийный список.

В 2016 году ситуация немного изменилась — губернаторы участвовать в праймериз не смогут и, скорее всего, использовать их в качестве «паровозов» будут лишь в считанных регионах. Но это не значит, что губернаторы отстранились от формирования партийных списков.

Влияние на состав списков «партии власти» — один из главных политических ресурсов, которыми обладают губернаторы и их администрации. Именно к губернаторам либо их доверенных лицам идут на поклон кандидаты, желающие поучаствовать в выборах. Не является исключением и Свердловская область.

Процедура праймериз была призвана исключить губернаторов из процесса составления списков, но в реальности этого не произошло — просто теперь вся схема усложнилась и стала еще более теневой и непрозрачной.

Источник в администрации свердловского губернатора утверждает, что Евгений Куйвашев уже составил список кандидатов, которых он хотел бы видеть в Госдуме. Теперь его задача — обеспечить этим кандидатам победу на праймериз. Постороннему наблюдателю может показаться, что это очень трудно — но на деле задача сильно упрощается, если губернатор дружен с руководством регионального отделения «Единой России».

В Свердловской области секретарем регионального отделения является вице-спикер Заксобрания Виктор Шептий. В прошлом он считался человеком из команды экс-депутата Госдумы и нынешнего руководителя Федерального агентства по делам национальностей Игоря Баринова. Однако теперь, как утверждают источники в партии, Шептий скорее является человеком губернатора. Не имея статусных федеральных покровителей, он понимает, что именно от дружбы с губернатором зависит его политическое будущее. Это означает, что он будет готов провести праймериз так, как выгодно губернатору.

Технологии обмана

Теперь стоит подробнее рассказать о том, как губернатор и руководство партийного отделения могут повлиять на исход праймериз.

В первую очередь следует сразу отметить, что организацией предварительного голосования в каждом конкретном регионе занимается Региональный организационный комитет. Именно он будет формировать счетные комиссии (это крайне важно!). В Свердловской области комитет возглавляет Виктор Шептий, а значительную часть членов составляют его друзья и ставленники — Виктор Бабенко, Иван Корякин, Александр Серебренников, Константин Юферев, Елена Чечунова, Екатерина Куземка.

Как именно эти люди могут повлиять на ход и результат голосования? Как и в случае с любыми другими выборами, есть три направления манипуляции: манипуляции с составом кандидатов, манипуляции с составом голосующих и манипуляции с подсчетом голосов. Есть основания полагать, что в Свердловской области будут применены все эти методы.

Что касается набора кандидатов, то здесь оргкомитет может отказать тем или иным кандидатам в допуске до праймериз. Это можно обосновать претензиями к документам, которые подаст кандидат (придраться можно к любой бумаге — мы знаем это по опыту любых российских выборов). А можно, напротив, зарегистрировать слишком много кандидатов в том округе, где хочет выдвинуться какой-нибудь оппонент губернатора. В этом случае голоса в его поддержку могут быть размыты.

Что касается состава голосующих, то здесь весь вопрос в мобилизационном ресурсе партийного отделения — у любой партийной ячейки есть свой лояльный актив. Местному отделению партии не составит труда привести на праймериз несколько сотен послушных выборщиков, которым буду даны конкретные указания, за кого надо голосовать. Собственно, так и происходило в 2011 году, когда на праймериз почти всюду побеждали выдвиженцы губернатора и партийной верхушки. Независимому кандидату и тем более противнику губернатора мобилизовать сторонников будет труднее.

Но самое главное — это манипуляции с подсчетом голосов. На этом пункте нужно остановиться подробнее, потому что именно он сводит на нет все заявления о честности праймериз. Возможность для подтасовки голосов содержится уже в самой процедуре, установленной регламентом голосования.

Особенность праймериз ЕР состоит в том, что избиратель может отметить в бюллетене любое число кандидатов — хоть одного, хоть нескольких, хоть вообще всех, внесенных в список. После процедуры голосования счетная комиссия уносит урны с бюллетенями и проводит подсчет.

Подсчет проводится без участия наблюдателей. Это означает, что счетная комиссия может просто дополнительно отметить в бюллетенях тех кандидатов, которые выгодны ей. Бюллетени при этом будут считаться действительными и ничем не будут отличаться от других. То есть даже если в 2011 году выборщики на самом деле не голосовали за губернатора Мишарина, то комиссия при подсчете могла просто наставить галочек напротив его фамилии и объявить его победителем. Комиссия не может убавить голосов ни у кого из кандидатов, но может добавить голоса любому из них.

Избежать такой подтасовки могло бы помочь участие наблюдателей, направленных кандидатами, но в регламенте голосования сказано, что наблюдатели допускаются к бюллетеням только в конце подсчета. «После этого с рассортированными бюллетенями вправе визуально ознакомиться представители участников», — говорится в регламенте. К тому времени комиссия уже может доотметить нужных кандидатов в бюллетенях.

Подобной манипуляции можно было бы избежать и в том случае, если бы комиссия состояла из людей, не заинтересованных в исходе голосования. Однако как уже говорилось, комиссии формирует Региональный организационный комитет, состоящий из руководства партийного отделения. Это означает, что именно секретарь областного отделения ЕР Виктор Шептий и его окружение смогут непосредственно влиять на исход голосования. Через Шептия повлиять на результат праймериз сможет и губернатор Куйвашев.

Описанные выше методы и схемы не просто позволяют усомниться, а фактически дезавуируют любые утверждения о прозрачности праймериз и о том, что губернаторы не смогут повлиять на их исход.

Если бы федеральное руководство «Единой России» действительно хотело провести честное голосование, оно должно было как минимум обеспечить формирование беспристрастных счетных комиссий, а также предусмотреть независимое наблюдение во время всего процесса подсчета голосов. В противном случае праймериз превращаются в политическую аферу, которую на глазах у сотен и тысяч участников предстоит провернуть губернатору и региональному партийному руководству.

Алексей Шабуров
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать