Дата: 17.09.2003

Сильный Россель не нужен никому

Выборы губернатора Свердловской области вышли на финишную прямую: до конца губернаторской гонки осталось менее 10 дней. Как правило, именно на самый последний период кампании приходится наибольший накал борьбы, высочайшее напряжение работы предвыборных штабов. Но в кампании Росселя подобной активизации и концентрации сил не наблюдается. Скорее, наоборот: во многих регионах области кампания затухает, штабы работают «спустя рукава».

Политологи предлагают различные объяснения подобному факту – от особенностей предвыборной стратегии Росселя до перебоев с финансированием. Но дело, по всей видимости, в том, что политические и экономические элиты, поддерживающие Росселя, усомнились в необходимости его деятельной поддержки во втором туре.

Создается впечатление, что практически одновременно, совершенно независимо друг от друга, и, вполне вероятно, не до конца осознанно, многие влиятельные персоны пришли к выводу, что сильный Россель, набирающий на выборах высокий процент голосов, им просто не нужен.

Так, большинство из тех, кого принято называть «уральскими олигархами» официально поддержали Росселя на выборах, многие стали его доверенными лицами. Но, не смотря на это, практически никто из них не заинтересован в том, чтобы Россель набрал высокий процент голосов.

Во-первых, благодаря стараниям росселевской пропаганды было создано мнение, что Россель победит при любых условиях. В такой ситуации поддержка его кампании – выброс денег на ветер, которым никто из промышленников заниматься не собирается. Уже в первом туре большинство «доверенных лиц» из членов экономической элиты ограничили своё участие в кампании «рамочными мероприятиями» – официальным заверением о своей поддержке, да недолгим и маловразумительным спичем перед рабочими. Очевидно, что во втором Росселю стоит надеяться на столь же эфемерную поддержку.

Во-вторых, даже та часть экономической элиты, которая не возражает против победы Росселя, не заинтересована в том, чтобы он победил с большим отрывом. Ни промышленникам, ни банкирам не нужен сильный Россель. С таким губернатором сложно договариваться, на него невозможно влиять. Куда более удобным для экономических был бы губернатор, победивший с перевесом в несколько процентов – не чувствуя за собой серьёзной поддержки избирателей, он был бы куда сговорчивее при переговорах. Кроме того, у многих олигархов, являющихся доверенными лицами кандидата Росселя, существуют и личные причины его недолюбливать, связанные с давними экономическим и политическим конфликтами.

Активной поддержки Росселю не стоит ожидать и от глав муниципальных образований. Во-первых, на протяжении последних лет областная власть вела целенаправленную политику, направленную на перераспределение бюджетных средств в пользу области, в результате чего даже самые преуспевающие города и районы вынуждены жить с дефицитным бюджетом. Такое положение уже давно вызвало глухое недовольство со стороны даже самых преданных сторонников Росселя из числа глав муниципалитетов. Они так же прекрасно понимают, что со слабой центральной властью договориться будет намного проще, нежели с сильной, и потому агитируют, что называется, «спустя рукава».

Кроме того, даже преданные Росселю муниципальные чиновники объективно заинтересованы в том, чтобы на территории их района Россель набрал как можно меньше голосов. Расчет здесь простой: чем выше протестное голосование – тем более депрессивной становится территория в глазах областного начальства. А депрессивной территории, находящейся на грани социального взрыва, куда легче получить субсидии из бюджета, добиться проведения газа, канализации, выделения средств на поднятие ЖКХ и прочие нужды, чем территории «лояльной».


Сложно говорить и о деятельной поддержке Росселя со стороны политических партий. «Единая Россия», и в первом туре ограничившая чисто символической поддержкой Росселя, сейчас, похоже, все больше разочаровывается в своем кандидате. Руководству партии становится очевидным, что обещанный
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать