В Екатеринбурге прошла международная научно-богословская конференция, организованная местной епархией РПЦ. Помимо чисто церковных вопросов богословы разбирали связь религии с фантастикой и фэнтези. Не обошлось и без докладов, посвященных политическим темам. Так, некоторые спикеры попытались выстроить по Библии образ идеального государя. Другие докладчики обрисовали образ «врагов церкви» на примере «либеральных журналистов».
Фотография из сообщества «Екатеринбургская духовная семинария» в социальной сети «ВКонтакте»
Научно-богословская конференция проходит в Екатеринбурге в четвертый раз. Среди ее организаторов помимо Екатеринбургской митрополии и религиозных вузов выступает Уральский федеральный университет имени Бориса Ельцина. Соучастие университета в организации мероприятия отразилось в том, что четыре из пяти секций были посвящены историческим темам: «Церковь в истории», «Русская церковь в ХХ веке». Отдельный раздел был посвящен истории старообрядчества на Среднем Урале.
Фэнтези и власть
Разительно от остальных секций отличался раздел «Богословие в истории, обществе, искусстве и культуре». Эта часть конференции прошла в стенах Миссионерского института. Как оказалось, место для спикеров было выбрано не случайно. Самому богословию или истории в рамках секции было уделено немного времени. Половина зачитанных докладов была посвящена связи религии и литературы. Участники искали сакральные темы в произведениях Сергея Есенина, Антона Чехова, Федора Достоевского и других писателей или поэтов. Так, были заявлены темы «Представления поэта С. А. Есенина о пресвятой деве Марии, выраженные в его творчестве», «Апофатика художественного мира в прозе А. П. Чехова», «К характеру потустороннего в «Бесах» Ф. М. Достоевского».
Выпускник Екатеринбургской духовной семинарии Александр Сергеев в своем докладе попытался исследовать фантастику и фэнтези. Сюда помимо литературных произведений Сергеев отнес фильмы и компьютерные игры. В результате своих исследований спикер пришел к выводу, что вся фантастика бывает или религиозной, или околорелигиозной, или антирелигиозной. Вне религии, как следует из доклада, этого направления в искусстве не существует.
Популярность фантастики и фэнтези, особенно с вымышленными верованиями, Сергеев объяснил тягой современного человека к сакральному. По словам спикера, после вытеснения Церкви из жизни общества люди прибегли к придуманным вселенным как к «суррогату» религии. Отсюда, как следует из доклада, и пошли такие направления в культуре как «боконизм» или «джедаизм».
«Современный человек находится в осознанном или неосознанном поиске сакрального и религиозного с целью приобщения к оным», — считает выпускник духовной семинарии.
Докладчик напомнил участникам, что «Церковь и вообще религия не умерли». Исходя из своих рассуждений, Александр Сергеев предложил религиоведам заняться изучением верований вымышленных миров. По его мнению, это позволит найти ключ к пониманию современного человека. Для начала он предложил пообщаться с поклонниками саги «Звездные войны».
«Сейчас появилась новая тенденция — искать в гексалогии Джорджа Лукаса библейские мотивы», — пояснил докладчик.
В заключении Сергеев отметил, что идеи фантастики и фэнтези затрагивают молодых людей чаще, чем сектантские. Спикер пообещал заняться в дальнейшем этой проблемой. Остальные участники секции поддержали идею такого рода миссионерства. По всей видимости, к следующей конференции следует ожидать углубленные толкования наиболее популярных произведений или компьютерных игр.
От выступлений в духе литературного кружка участников секции отвлек доклад «Библейский взгляд на земную (государственную) власть и ее носителей». За этим названием неопытный слушатель мог ожидать очередного выступления в духе знаменитого протоиерея Всеволода Чаплина. До конца прошлого года он был официальным рупором Московского патриархата в подобных вопросах. Так, в рассуждениях об истории протоирей дошел до того, что создал отдельный миф о князе Владимире, чтобы наделить его чертами президента Владимира Путина.
Такой подход внутри церковного круга, как оказалось, разделяют не все представители РПЦ. Автор доклада — аспирант Московской духовной академии Михаил Меньшиков представил образ идеального государя для ветхозаветного времени. Хороший правитель, согласно докладу, должен быть справедлив, милосерден, внимателен, чуток, а также уметь слушать разумные советы. Также допускается, что государь может быть юношей. Вместе с тем спикер отказался соотносить древний, хотя и идеальный, образ правления с современностью.
«Я плохо знаком с воззрениями отца Всеволода Чаплина. Тем более они сейчас неактуальны. Я проводил свое исследование в рамках конкретного ветхозаветного времени», — пояснил Михаил Меньшиков разницу в подходах к изучению истории.
Вдаваться в рассуждения о современных правителях аспирант духовной академии отказался. По его словам, Церковь в настоящее время объединяет в себе христиан с разными взглядами на государственное устройство — от монархистов до демократов.
Либералы в роли врагов
Тезис о равном отношении Церкви к христианам с иными политическими воззрениями опровергла ректор Миссионерского института, доктор филологических наук Наталия Дьячкова. Спикер выделила для себя отдельную категорию людей, которых христиане могут не любить.
«В моей статье содержится попытка нарисовать коллективный речевой портрет оппозиционного журналиста-либерала», — начала свой доклад ректор Миссионерского института.
Само определение для «журналистов-либералов» ученый давать не стала. Однако в докладе этот термин идет в привязке к выражению «оппоненты Владимира Путина». Материалом для анализа Дьячковой послужили записи одного ресурса — радиостанции «Эхо Москвы». По-видимому, других источников, где можно найти «журналистов-либералов», Наталия Дьячкова найти не смогла (или не захотела).
Как следует из ее доклада, «оппозиционеров» можно распознать по употреблению таких слов как «двушечка», «уралвагонзавод», «взбесившийся принтер», «духовные скрепы», «крымнаш» и тому подобное. Дьячкова признает, что источником большинства этих выражений стали государственные деятели.
«Президент употребил слово «скрепа» в переносном значении. В его речи означает «милосердие, сочувствие, сострадание друг другу». У его оппонентов данная метафора расширяет значение, а контекст, в котором употребляется данное слово, всегда иронично-саркастичный», — считает филолог.
Свои доводы докладчик подкрепила цитатами, авторов которых ректор Миссионерского института записала в «журналисты-либералы». Так, за фразу «коррупция — одна из наиболее качественных и существенных национальных скреп» в этом списке оказался Александр Невзоров. Однако сам он в прошлом неоднократно высказывался в поддержку президента Владимира Путина и в 2012 году был назначен его доверенным лицом.
Также в представлении ректора Миссионерского института «журналисты-либералы» очень часто употребляют бранные слова и «замаскированную обсценную лексику».
«Анализ речевого поведения нашего героя будет неполным, если мы не укажем на такую очевидную черту, как высокая степень речевой раскованности, которая проявляется в широком использовании грубо-просторечной, жаргонной и бранной лексики», — считает Наталия Дьячкова.
Далее она снова привела набор цитат, где авторы высказываются подобным образом. К ругательствам докладчик отнесла, к примеру, фразу «пучеглазый поп». Примечательно, что для доказательства этого довода ректор привела всего четыре цитаты. К прежним своим заявлениям докладчик приводила в пример по 6-8 фраз.
Доклад о «журналистах-либералах» вызвал у слушателей недоумение. Некоторые не понимали, каким образом эта тема связана с богословием. Спикер не подкрепила свои выводы ни ссылками из Библии или трудов авторитетных ученых, ни достоверными фактами. Сама Дьячкова сначала затруднилась объяснить участникам, почему выбрала эту тему.
«В двух словах это не объяснить, — начала ректор, — Вы слышали «Эхо Москвы»? Там же вещают сплошь богохульники и враги Церкви».
Некоторые участники нашли другое объяснение появлению этого доклада. Выступление ректора, как и рассуждения о фантастике, не вписывались в тематику четырех исторических секций.
«По всей видимости, в Миссионерском институте темы формировали по остаточному принципу: «Возьми, боже, что нам негоже», — посчитал один из слушателей.
Политсовет