Дата: 08.12.2015

Зачем консультанту Куйвашева «Четвертый канал»?

Екатеринбургский «Четвертый канал» может перейти в руки московского политтехнолога Леонида Давыдова, который хочет переформатировать его в бизнес-канал. Во всяком случае, такую информацию распространили накануне близкие к губернатору Свердловской области СМИ. Новость эта только на первый взгляд выглядит рядовой и понятной: на самом же деле в ней намного больше странностей и намного больше политики, чем кажется на первый взгляд.

Зачем консультанту Куйвашева «Четвертый канал»?
Леонид Давыдов и Евгений Куйвашев

Итак, озвученная прогубернаторской прессой версия такова. Сейчас телеканал фактически принадлежит областному правительству (через ГУП «Монетный щебеночный завод»), но в ближайшее время может быть продан неким московским инвесторам, которых представляет политолог Леонид Давыдов — председатель экспертного совета Фонда развития гражданского общества. Новые инвесторы якобы хотят превратить «Четверку» в деловой телеканал регионального значения.

Будет ли реализован этот сценарий именно в таком виде, сказать пока трудно (слухи о продаже или смене руководства «Четвертого канала» появляются с завидной регулярностью), но сам факт появления такой версии, тем более из уст областной власти, уже примечателен. Более того — если такая сделка действительно готовится, то она неизбежно вызовет массу подозрений в адрес как регионального руководства, так и «московских инвесторов».

Во-первых и в-главных, никакой перспективы у делового телеканала в Екатеринбурге быть не может. Согласно озвученной версии, инвесторы в лице Леонида Давыдова намерены рассказывать на «Чертом канале» о промышленности, реальном производстве, местном бизнесе и даже сельском хозяйстве. Не нужно быть умудренным телекритиком, чтобы предсказать: смотреть это никто не будет.

В уральском бизнес-сообществе просто не происходит такого количества интересных событий, которыми можно было бы заполнить целый эфир — нет ни достаточного количества ньюсмейкеров, ни профессиональных экспертов. Даже если попытаться сделать это и рассказывать каждый день о новом предприятии или проекте, то через месяц-другой поводы и темы закончатся и придется заходить на них по второму кругу, снова приглашать тех же гостей, ездить по тем же заводам. И главное — кому будут настолько интересны сюжеты про новые цеха или выпуск новых деталей, чтобы смотреть это всё не разово, а регулярно? Таких зрителей можно пересчитать по пальцам.

Настораживает и намерение рассказывать на «Четверке» о сельском хозяйстве. Зима на Урале продолжается девять месяцев, и все это время в сельском хозяйстве Свердловской области не происходит почти ничего — разве что коровы дают молоко. Но показывать каждый день дойку коров телеканал вряд ли будет, даже если привлечет для этого Юлию Михалкову, в последнее время активно эксплуатирующую аграрную тему.

Все это может понять даже неспециалист по медиа-рынку, и уж тем более должен понимать Леонид Давыдов, работающий на этом рынке много лет и ведущий сейчас собственную программу на РБК-ТВ. Понимает ли он?

Если не понимает, то «Четверке» и ее зрителям можно посочувствовать — канал могут превратить в нечто несмотрибельное и совершенно неинтересное. К слову, тут можно вспомнить уровень популярности программы самого Давыдова: каждый выпуск его «Давыдов.Индекса» на YouTube за редкими исключениями посмотрело всего по 200-300 человек. Само по себе это наводит на вопрос о том, может ли новый инвестор в принципе производить интересный и востребованный зрителем телепродукт.

Но возможен и другой вариант — что Давыдов прекрасно понимает бесперспективность «делового канала» в Екатеринбурге. И тогда можно предположить, что за сделкой стоят совсем другие мотивы.

Тут нелишне напомнить, что Давыдова часто называют политконсультантом свердловского губернатора Евгения Куйвашева (сам он этого, кстати, никогда не опровергал). Природа взаимоотношений политолога и губернатора до конца, впрочем, не понятна: по одной из версий, Давыдов играет роль некоего посредника между Куйвашевым и администрацией президента, во многие кабинеты которой у губернатора прямого доступа нет. В этом случае «Четвертый канал» может быть некоей формой вознаграждения за эти посреднические услуги (разумеется, многое при этом будет зависеть от цены, по которой будет продан актив).

Кроме того, нельзя не обратить внимание, что сделка проходит накануне важнейших выборов 2016 года, в ходе которых будет решаться политическая судьба губернатора Куйвашева. Переход канала под контроль куйвашевского консультанта может быть частью подготовки информационного пространства к предвыборной кампании. Прошлая продажа, когда «Четверка» и перешла в собственность «Монетного щебеночного завода», состоялась в 2011 году — также в разгар избирательного цикла. Впрочем, даже в этом случае смысл сделки с политической точки зрения до конца не ясен — ведь и так, и так, канал будет контролировать губернаторская команда. Правда, в случае продажи он уже не будет принадлежать государственному предприятию, и его дальнейшая судьба формально не будет связана со Свердловской областью.

Конечно, на данный момент в этой истории слишком мало подтвержденных фактов и достоверных данных: что-то конкретное можно будет говорить, когда сделка будет закрыта. Но те вопросы, которые уже есть сейчас, в любом случае порождают тревожные опасения за будущее «Четвертого канала». А традиционная непрозрачность многих сделок с областным имуществом позволяет предсказать, что сюжет с продажей «Четверки» наверняка обретет скандальных характер, особенно в свете приближающихся выборов.

«Политсовет»
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать