Дата: 15.10.2015

«Расчленение» Екатеринбурга: попытка номер два

Год назад главной темой уральской политики было «расчленение Екатеринбурга» — попытка губернатора Евгения Куйвашева провести в областном центре муниципальную реформу, разделив город на семь самостоятельных внутригородских районов. Тогда осуществить задуманное у губернатора не получилось: против «расчленения» высказались участники больших публичных слушаний. Но теперь история, похоже, повторяется — в других масштабах и под другим идеологическим прикрытием.

«Расчленение» Екатеринбурга: попытка номер два
Карта Екатеринбурга. Изображение с сайта tourister.ru

План «расчленения»

Подготовка к «расчленению» велась весь 2014 год: сначала Куйвашев написал большую статью, в которой обосновывал необходимость разделения города на районы, затем члены его команды повторяли те же самые тезисы на самых разных мероприятиях, а после всего этого региональное Заксобрание приняло пакет законов, подготовивших юридическую базу для реформы. И когда к расчленению всё уже было готово, в самом конце декабря 2014 года в Екатеринбурге прошли публичные слушания, на которых 1 644 человека проголосовало против реформы. Стало понятно, что без протестов и конфликтов разделить Екатеринбург на районы не получится.

Однако можно утверждать, что своих намерений Куйвашев не оставил. Во-первых, никуда не исчезла его главная цель — подчинить себе Екатеринбург любыми способами. Если провести собственных людей в администрацию через выборы у губернатора не получилось, то в дело, очевидно, должны пойти другие механизмы, в том числе реформирование системы управления Екатеринбургом таким образом, чтобы получить контроль над городской властью (и городской экономикой) без общегородских выборов.

К осени 2015 года план областных властей стал более или менее понятен. Операция по подчинению города губернатору предусматривает следующие действия:

а) перераспределение полномочий от города к области;
б) отмена прямых выборов главы города;
в) реализация проекта «Большой Екатеринбург»;
г) разделение города на внутригородские районы.

Остановимся на этих пунктах подробнее.

Перераспределение полномочий

Планомерным отъемом полномочий у Екатеринбурга областные власти занялись с июля 2015 года. Летом Заксобрание забрало у города два полномочия: по согласованию публичных мероприятий и по регулированию рекламного рынка. Политическая подоплека этих решений была понятна сразу: так, реклама — это не только огромные бюджеты, которые хочет контролировать команда губернатора, но и весомый политический ресурс, который будет играть существенную роль во время предвыборной кампании. С митингами же и вовсе всё ясно: очевидно, что губернатор боится не протестов немногочисленной либеральной оппозиции, а массовых акций лояльной городской общественности против насильственной муниципальной реформы (первый многотысячный митинг с подобным посылом уже прошел в июне 2014 года).

Вслед за этим уже осенью 2015 года Законодательное собрание забрало у Екатеринбурга часть градостроительных полномочий, на повестке стоит отъем полномочий в здравоохранении и образовании. Куйвашев уже намекнул, что это может быть сделано в течение ближайшего года.

Считается, что отъем полномочий нужен губернатору для ослабления политических и экономических позиций нынешней екатеринбургской администрации. Однако само по себе это перераспределение не решает проблем губернатора, а только создает новые: всех полномочий отнять все равно нельзя, и точек пересечения интересов, а значит, и поводов для конфликтов у городской и областной власти теперь будет еще больше. Долго в такой конфликтной среде существовать нельзя, и в целом понятно, что отъем полномочий нужен не сам по себе, а как часть более масштабной операции.

Отмена выборов

Борьба с Екатеринбургом не будет выиграна губернатором до тех пор, пока в Екатеринбурге сохраняются прямые выборы главы города вне зависимости от того, какими полномочиями наделен этот глава. У нынешнего главы Евгения Ройзмана полномочий практически нет, но он даже при этом остается серьезным политическим противовесом Куйвашеву.

В сентябре в Заксобрание был внесен закон, по которому глава Екатеринбурга, который возглавляет местную администрацию, должен не избираться на всеобщих выборах, а назначаться городской думой по конкурсу. Будет ли принят конкретно этот закон, пока не понятно, хотя многие депутаты намерены довести инициативу до конца. «Совершенно понятно, что следующий глава Екатеринбурга будет выбираться по конкурсу», — заявил депутат от КПРФ, сторонник губернатора Дмитрий Шадрин.

Правда, здесь есть один тонкий момент — чтобы назначить по конкурсу послушного и лояльного мэра, губернатору нужно получить контроль над городской думой будущего созыва. Сделать это с помощью выборов один раз уже не получилось, и не факт, что получится снова. И вот тут-то надо вспомнить про «расчленение»: в случае разделения города на внутригородские районы появляется законная возможность отменить еще и выборы городской думы, в которую в таком случае будут делегироваться представители районных собраний.

Таким образом, прорисовывается контур реформы: переход к назначению как мэра, так и городской думы. При таком сценарии шансы на получение контроля над Екатеринбургом кажутся более реальными (правда, для этого надо будет взять под контроль районные собрания — но судя по всему, губернатору и его команде эта задача видится вполне выполнимой).

Но одновременно понятно, что провести «расчленение» под «прежним соусом» у Куйвашева не получится: в противном случае он натолкнется на те же грабли в виде публичных слушаний. И вот здесь-то и начинается операция прикрытия в виде проекта объединения Екатеринбурга с городами-спутниками.

«Большой Екатеринбург»

Идея «Большого Екатеринбурге» — объединения в том или ином виде областного центра и его городов-спутников (Верхней Пышмы, Арамили, Среднеуральска и Березовского) — обсуждается на Урале уже много лет. Действительно, эти города уже практически срослись друг с другом, и вопрос о создании некоей агломерации назрел уже давно. Тем не менее инициатива об объединении всегда натыкалась на противодействие руководителей городов-спутников, которые не хотят терять своей административной, политической и экономической самостоятельности.

Несмотря на эти непреодолённые (и непреодолимые в нынешней политической ситуации) противоречия, губернатор Куйвашев за последние несколько месяцев стал главным пропагандистом и идеологом «Большого Екатеринбурга». Сейчас эта тема присутствует во многих его публичных выступлениях, и в начале октября Куйвашев провел первое совещание по этому вопросу, на которое, что характерно, не были приглашены представители самого Екатеринбурга.

На этом совещании губернатор заявил, что об административном объединении городов речи не идет — по его словам, планируется синхронизировать планы развития муниципалитетов и даже принять общий для всех пяти городов генплан.

Чтобы понять значение этих предложений, необходимо вспомнить про перераспределение полномочий. Полномочие по утверждению генплана Екатеринбурга отныне принадлежит областной власти, и можно предположить, что для синхронизации градостроительной политики всех городов такие же полномочия должны быть переданы на областной уровень и от спутников Екатеринбурга.

Другими словами, под предлогом реализации «Большого Екатеринбурга» можно сконцентрировать в руках областной власти практически все ключевые полномочия не только Екатеринбурга, но и его спутников — это единственный механизм координации и синхронизации политики, с помощью которого можно реализовать губернаторскую инициативу.

Предположим, что полномочия действительно будут перераспределены, что все ключевые решения, касающиеся жизни пяти городов, будут приниматься на областном уровне (собственно, это единственный смысл и способ реализовывать «Большой Екатеринбург» по-куйвашевски). В этом случае следующим шагом будет поставлен вопрос и об административном выравнивании Екатеринбурга с городами-спутниками. И вот здесь как раз и всплывает идея «расчленения».

Финальное «расчленение»

Если все оставить, как есть сейчас, «Большой Екатеринбург» будет выглядеть странно: огромный город в центре должен координировать свою политику с небольшими городами по краям. Такая система работать не будет, и это понятно уже сейчас. Решить эту проблему областные власти могут двумя способами: либо присоединив города к Екатеринбургу на праве районов, либо раздробив Екатеринбург таким образом, чтобы его районы были уравнены с соседними городами.

Любой из этих вариантов предусматривает то самое «расчленение» Екатеринбурга на внутригородские районы, о котором Куйвашев мечтает с прошлого года. И тогда получится, что это будет не объединение Екатеринбурга со спутниками, а объединение относительно самостоятельных Ленинского, Кировского, Октябрьского, Чкаловского, Орджоникидзевского, Верх-Исетского и Железнодорожного районов с Березовским, Верхней Пышмой, Среднеуральском и Арамилью. В таком варианте все субъекты объединения более или менее равны.

Разумеется, никаких прямых и общих выборов в этом «Большом Екатеринбурге» не будет. Собственно говоря, в городах-спутниках выборы мэров уже почти везде отменены, и под предлогом «синхронизации» это можно будет сделать и в Екатеринбурге, разрешив горожанам выбирать только районных депутатов.

Таким образом, «Большой Екатеринбург» решил бы сразу несколько задач губернатора, позволив ему сконцентрировать в своих руках административный и экономических контроль за городом и его ресурсами.

И да — реализация проекта по такому сценарию будет означать, что Екатеринбург в нынешнем виде перестанет существовать. Но разве не этого добивается Куйвашев уже несколько лет?

Перспективы для города при таком варианте развития событий выглядят, мягко говоря, не радужно. В качестве утешения можно отметить два обстоятельства, которые могут помешать реализовать куйвашевский проект. Во-первых, его реализация требует большого политического мастерства, искусства дипломата и умения согласовывать и учитывать противоречивые интересы. Всего этого у губернатора нет и не появится — а значит, с его стороны можно ожидать ошибок, спешки и непродуманных ходов, которые могут погубить проект на любом этапе. А, во-вторых, осуществление такого масштабного проекта даже при форсированных темпах займет немало времени, а как раз времени у Куйвашева уже нет: через год состоятся выборы в Заксобрание, после которых и будет решаться судьба губернатора. С учетом накопившихся просчетов и конфликтов, продолжение карьеры Куйвашева в Свердловской области остается под большим вопросом. Но как бы то ни было, пока губернатор остается на своем посту, угроза «расчленения» будет оставаться для Екатеринбурга более чем реальной.

Алексей Шабуров
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать