Дата: 28.09.2015

Отмена выборов как преступление

На днях СМИ сообщили об аресте Ивана Поздеева — мэра Сыктывкара, столицы Республики Коми, которую, в свою очередь, возглавляет арестованный губернатор Вячеслав Гайзер. Хотя в отношении Поздеева возбуждено самостоятельное дело, никто не сомневается, что его задержание связано с арестом Гайзера, и градоначальника уже неофициально называют членом ОПГ губернатора. Правда, во все эти новости закралась одна неточность: Поздеев вовсе никакой не мэр, а назначенный сити-менеджер. И возможно, именно это обстоятельство — назначаемость вместо выборности — и делает руководителей городов членами «губернаторских ОПГ».

Отмена выборов как преступление
Фотография с сайта администрации Сыктывкара

О задержании и аресте «мэра Сыктывкара» федеральные СМИ сообщили 25 сентября. «Полиция задержала мэра Сыктывкара Ивана Поздеева», «Мэр Сыктывкара задержан по подозрению в мошенничестве», «ФСБ подтвердила задержание мэра Сыктывкара», «В Коми арестован мэр Сыктывкара Иван Поздеев» — вот некоторые из заголовков, посвященных этому событию.

«Против Поздеева возбуждено еще одно уголовное дело — о растрате по части 4 статьи 160 УК РФ. Об этом также стало известно на заседании в Сыктывкарском городском суде. Ущерб от действий мэра оценивается в 9,9 миллиона рублей», — пишет правительственная «Российская газета».

Так или иначе арест Поздеева все связывают с делом губернатора Вячеслава Гайзера, арестованного по обвинению в создании преступного сообщества, мошенничестве и отмывании денег.

Как можно заметить, почти все издания называют Поздеева мэром, хотя никаким мэром он на самом деле не является. По уставу Сыктывкара в городе действует так называемая «двуглавая система управления», когда главой муниципалитета является председатель местной думы, выбираемый из числа депутатов, а городским хозяйством руководит глава администрации — сити-менеджер, назначаемый по итогам конкурса. Вот таким сити-менеджером и был Поздеев — при всем желании, мэром в привычном понимании этого слова его назвать трудно.

Другими словами, Поздеев попал в руководство города не через выборы, а по назначению. И можно не сомневаться, что назначение это было согласовано с губернатором Гайзером — собственно, для этого и вводился институт сити-менеджера, чтобы в руководство городов не попадали люди, не угодные областному начальству. Такая система была введена в большинство областных центров, не был исключением и Сыктывкар.

Институт назначаемых глав администрации обычно преподносится как продолжение «вертикали власти», но дела Гайзера и Поздеева позволяют взглянуть на это другими глазами.

Предположим, что губернатор и все руководство региона действительно являются организованным преступным сообществом. Любое такое сообщество имеет главную цель — поставить по контроль как можно больше территорий с целью хищения оттуда денег. В более мелком бизнесе мафия берет контроль над различными предприятиями, но «губернаторская ОПГ» должна устанавливать контроль над целыми городами. Для этого руководство города нужно подчинить себе, но лучше всего поставить во главе города своих людей, инкорпорировав их таким образом в свое преступное сообщество.

И институт сити-менеджмента (а также введенный недавно институт назначаемых по конкурсу мэров) как нельзя лучше способствует реализации этих преступных целей. С помощью этого института можно довольно легко осуществить рейдерский захват того или иного муниципалитета.

Единственным способом противодействия и предупреждения такого захвата являются выборы. Разумеется, преступное сообщество может попытаться провести своего человека и через выборы, но сделать это будет намного труднее, да и результат не будет гарантирован на сто процентов, в отличие от назначения по конкурсу, где всё решает конкурсная комиссия и немногочисленные депутаты муниципальной думы (а их можно запугать или подкупить).

Таким образом, получается, что для осуществления своих преступных замыслов прокравшейся во власть группировке необходимо сначала отменить выборы везде, где только можно. И уже после этого можно ставить повсюду своих подельников.

Если же выборы не отменены, и во главе города оказался неугодный преступному сообществу человек, его будут запугивать, на него будут давить и угрожать — ведь именно так поступает любая банда. Кроме того, любой избранный и неподконтрольный мэр — это всегда угроза: он имеет множество рычагов для разоблачения схем, которые применяют преступники во власти.

Так не является ли в этом случае массовая отмена выборов первым признаком того, что власть в регионе захватила ОПГ?

Именно так, с точки зрения Уголовного кодекса, выглядит ситуация в Коми. Но разве не тем же самым занимаются губернаторы во всех других регионах?

Например, возьмем Свердловскую область. Губернатор области Евгений Куйвашев пришел здесь к власти в 2012 году и тут же начал назначать на различные посты своих людей — в основном, выходцев из Тюмени. В 2013 году он попытался взять под контроль Екатеринбург, но не смог провести своего ставленника через выборы.

В 2015 году областные власти перешли к массовой отмене выборов глав городов и замене их на назначаемых мэров: такая система введена уже в 26 муниципалитетах, на очереди еще 12.

В Екатеринбурге при этом сохраняется выборный глава (пусть и без хозяйственных полномочий), но команда губернатора пытается отменить выборы и здесь — соответствующий закон уже внесен в Заксобрание. Параллельно Куйвашев организовал беспрецедентное давление на муниципальную власть, отбирая у екатеринбургской администрации одно полномочие за другим. Разве не то же самое стало бы делать преступное сообщество, попавшее во власть?

Кажется, что действия областной власти в этом случае и в самом деле лучше всего описывать в криминальных терминах: рейдерский захват, установление контроля, силовое давление.

Все эти рассуждения призваны еще раз показать: руководство Коми занималось ровно тем же самым, чем занимаются все губернаторы. Но возможно, если бы в Сыктывкаре были прямые выборы мэра, разоблачить это «преступное сообщество» удалось бы намного раньше. А если бы свободные выборы были по всей стране, возможно, никаких «губернаторских ОПС» и вовсе бы не было.

«Политсовет»
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать