Дата: 25.09.2015

Куйвашев против выборов: будут ли в Екатеринбурге назначать мэра?

Власти Свердловской области возобновили административно-политическую атаку на Екатеринбург. Политическая война между губернатором Евгением Куйвашевым и областным центром после летнего затишья разгорелась с новой силой. В числе прочего война ведется за пост главы города: если летом региональные власти неудачно пытались переименовать должность главы, то теперь они предлагают и вовсе отменить прямые выборы мэра.

Куйвашев против выборов: будут ли в Екатеринбурге назначать мэра?
Фотография из Instagram губернатора Свердловской области

Предыстория

Борьба вокруг выборов мэра продолжается в Екатеринбурге с 2010 года. Тогда по инициативе губернатора Александра Мишарина в областном центре была введена двуглавая система управления, при которой администрацию возглавляет наемный сити-менеджер, а глава города является лишь председателем думы. Изначально планировалось, что глава будет избираться из числа депутатов, но тогда выборы все же удалось отстоять (в том числе благодаря активному протесту горожан). Первые и пока единственные выборы главы — председателя думы прошли в Екатеринбурге в 2013 году. Тогда на выборах победил Евгений Ройзман — и хотя реальных полномочий у него нет, он играет в местной политике огромную роль, на правах «всенародно избранного» противостоя назначенному Москвой губернатору Куйвашеву.

В том же 2013 году зашла речь о том, чтобы отменить институт сити-менеджера и вернуться к классической системе с прямыми выборами полновластного мэра. По инициативе замглавы городской администрации Александра Высокинского весной того года прошли публичные слушания, на которых жители города проголосовали за возвращение выборов «сильного мэра». Однако соответствующие поправки в Устав так и не были приняты, проект был отложен «до лучших времен» — всем казалось, что время на их принятие еще есть.

Но «лучшие времена» так и не настали. В 2014 году федеральные власти провели муниципальную реформу, по которой города лишились права самостоятельно определять свою систему управления — это полномочие было отдано региональным властям. Осенью 2014 года Заксобрание Свердловской области закрепило в Екатеринбурге действующую систему с сити-менеджером и выборным главой.

В начале 2015 года депутат Заксобрания Андрей Альшевских внес в областной парламент законопроект о возвращении прямых выборов «сильного мэра». Депутаты отклонили этот закон, сославшись на то, что документ официально не поддержала городская дума Екатеринбурга (формально этого вообще не требуется, но в Заксобрании заявили, что без согласия представительного органа муниципалитета менять систему власти не будут). Тогда Альшевских внес свой закон повторно, но на этот раз сопроводил его решением Екатеринбургской думы, которая официально выступила за возвращение «сильного мэра».

Таким образом, к осени 2015 года Заксобрание столкнулось с проблемой — ни одного формального повода отказать в возвращении «сильного мэра» у депутатов нет, но и вернуть классическую «одноглавую систему» они не могут, потому что против этого выступает губернатор. И тогда депутаты решили выбить клин клином и предложили вообще отменить выборы в Екатеринбурге.

Время назначать?

В сентябре 2015 года в Заксобрание был внесен законопроект о введении в Екатеринбурге новой системы управления, при которой институт сити-менеджера отменяется, все хозяйственные полномочия передаются главе города, но такой глава, в отличие от классической схемы, будет не избираться на выборах, а назначаться депутатами гордумы по итогам конкурса. Другими словами, если в нынешней системе горожане могут выбрать главу, у которого нет реальной власти, но в новой системе они не смогут выбрать вообще никого.

Новый проект внесли депутаты Алексей Коробейников («Единая Россия») и Михаил Зубарев (ЛДПР) — они же летом вносили закон о переименовании должности главы города в «председателя городской думы» (на тот документ губернатору из-за громкого скандала пришлось наложить вето). Нынешний закон об отмене выборов — альтернативный закону Альшевских о возврате «сильного мэра». Это означает, что два документа должна быть рассмотрены в один день и будут голосоваться параллельно: принят будет тот, который наберет больше голосов.

К настоящему моменту система назначаемых мэров введена уже в 26 городах Свердловской области, и депутаты могут объяснить свою инициативу желанием вписать Екатеринбург в общий тренд. Однако понятно, что в этом случае дело вовсе не в трендах, и новый закон — еще один этап войны губернатора Куйвашева с Екатеринбургом, продолжающейся уже почти три года.

Отложенный удар

Важный момент: принятие нового закона, если оно произойдет, не повлияет на сегодняшний расклад сил в местной политике. Новый порядок вступит в силу только в 2018 году, когда закончатся полномочия Евгения Ройзмана и нынешнего созыва городской думы.

Можно было бы подумать, что губернатор надеется через три года сделать то, что не получилось у него в 2013 году — взять Екатеринбург под свой контроль, назначив с помощью конкурса «своего» мэра. Однако для этого нужно будет соблюсти два условия: чтобы городская дума, избранная в 2018 году, была подконтрольна губернатору и чтобы сам Евгения Куйвашев через три года оставался во главе области (его полномочия заканчиваются в 2017 году, и переназначение на новый срок пока под большим вопросом).

Правда, нельзя исключать что закон о назначении мэра внесен с расчетом на то, что Евгений Ройзман и гордума сложат с себя полномочия раньше — например, если дума примет решение о самороспуске. Но пока никаких предпосылок к этому нет, и если губернатор действительно мечтает об этом, то эти фантазии как-то уж слишком смелы. Кроме того, даже в случае самороспуска никто не гарантирует, что новый состав думы будет лоялен губернатору.

Итак, если закон вступит в силу только в 2018 году, когда в области уже может быть другой губернатор, то зачем он вносится сейчас?

Во-первых, принятие такого закона может быть демонстративным жестом и публичным унижением Екатеринбурга и горожан, выступающих за сохранение выборов. Возможно, губернатор хочет еще раз продемонстрировать свое отношение к городу и показать екатеринбуржцам, что «сопротивление бесполезно». Да, это выглядит некрасиво и даже жестоко, но Куйвашев никогда не отличался тонкими жестами и политической дальновидностью. Сломать и унизить — это вполне в духе губернаторской политики.

Во-вторых, внесение закона о назначении может быть своего рода блефом, тактическим ходом, призванным не допустить возвращения «сильного мэра». Возможно, когда дело дойдет до голосования, единороссы предложат Альшевских отозвать свой закон, пообещав в ответ отозвать свой. Если перед ними стоит цель ни в коем случае не возвращать выборы и одноглавую систему, то такой «политический шантаж» может быть эффективным, хоть и запредельно циничным. Борьба двух альтернативных законов может закончиться тем, что они оба не будут приняты, и в городе до поры до времени сохранится статус-кво. Впрочем, это не означает, что попытки ввести в Екатеринбурге назначаемого мэра не повторятся вновь.

Как бы то ни было, все происходящее означает продолжение и усиление открытой политической войны между губернатором и Екатеринбургом. Евгений Куйвашев через своих депутатов дает понять, что не позволит горожанам самостоятельно выбирать себе власть и пойдет ради этого на любые, даже отдающие явным цинизмом меры. Однако такое отношение к екатеринбуржцам может сыграть с Куйвашевым злую шутку — ведь если он надеется когда-нибудь поучаствовать в губернаторских выборах, ему стоит помнить о том, что в Екатеринбурге живет треть избирателей области, и на избирательных участках они могут припомнить губернатору всё, что он сделал с их городом.

Алексей Шабуров
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать