Дата: 25.08.2015

«Объективная истина» протоиерея Чаплина

В полпредстве президента в УрФО выступил знаменитый протоиерей Всеволод Чаплин. Он рассказал полпреду Игорю Холманских про князя Владимира, тысячелетие смерти которого торжественно отмечает российская власть. Выступления Чаплина и Холманских продемонстрировали модель идеологического взаимодействия государственной власти и РПЦ.

«Объективная истина» протоиерея Чаплина

Заседание, прошедшее накануне в полпредстве, было анонсировано как межконфессиональное. Сам Холманских упирал на демократичность обсуждения с высказыванием различных точек обсуждения. Однако на собрании присутствовали только представители РПЦ. Да и полпред в самом начале дал понять, что «правда всегда одна».

«История — это не только судьба страны и основа общества, это еще и важнейшая отрасль научного знания. Некоторые усматривают здесь неразрешимое противоречие. Дескать, наука предполагает дискуссии и различные позиции и точки зрения. А значит, любое событие можно трактовать и так, и этак. А значит, истин здесь не существует. Действительно, истин в последней инстанции не бывает, но объективная истина существует. По большому счету, правда всегда одна», — сказал Холманских, отметив, что такое возможно только путем слияния морали, науки и веры.

Через эту «одну правду», по словам полпреда, оправдывается следование страны по «избранному пути» и формируется ответ неким вызовам. В чем конкретно заключается этот путь, Холманских не уточнил, однако обратил внимание на то, что судьбоносные решения принимаются не столько народом, сколько отдельными личностями.

«В моменты судьбоносного для страны выбора значение таких личностей может становиться определяющим. Именно таким был святой князь Владимир. С его именем было связано принятие христианства на Руси, а вместе с этим качественно новый этап в развитии государственности культуры и общества», — посчитал Холманских.

В год 1000-летия смерти князя Владимира полпред увидел импульс к диалогу власти, церкви и общества. Правда, это общение в понимании полпреда не выходило дальше восстановления исторических памятников и борьбы РПЦ с пьянством.

Председатель синодального отдела РПЦ по взаимодействию с обществом протоиерей Всеволод Чаплин решил расширить заданный полпредом тон про историю и князя Владимира.

Сначала священник также углубился в историю государства, пересказав ее как пример непрерывного хранения ценностей.

«Мы были Россией в княжеское время и царское. Даже в советское время, в период атеизма, наш народ в душе хранил христианское мироощущение, и с ним был бог. Мы победили, потому что в нашем народе хранились такие ценности как справедливость, солидарность, жертвенность, самоотверженность», — сказал Чаплин.

При этом основу этому единству в истории России, судя по высказываниям священника, положил не кто-нибудь, а князь Владимир.

«Князь Владимир создал идею и основу нашего государства, и оно тут же стало из конгломерата враждующих племен одним народом», — сказал Чаплин.

Правда, о том, что после смерти Владимира последовала междоусобица между его сыновьями с последующей феодальной раздробленностью и войнами, протоиерей даже не вспомнил. Зато он сразу совершил скачок на 1000 лет вперед — к 70-летию Дня Победы.

«Этот год является годом 1000-летия со дня представления святого князя Владимира. Также этот год является годом 70-летия победы в Великой Отечественной войне. Неслучайно эти даты совпали. В них содержится что-то очень важное для понимания того, как жить. Эти две даты показывают нам путь в будущее. Показывают нам, что наша страна сильна тогда, когда есть духовная основа, тогда, когда она может собраться одной мощью», — сказал священник.

Под эти две даты Всеволод Чаплин подвел ценности, которые, в его понимании, были сохранены от князя Владимира до наших дней. Это в первую очередь готовность народа к жертвенности и коллективизму.

«Урок князя Владимира — это урок единства веры и действия, идеи и жизни, жертвенности и коллективизма», — констатировал Чаплин.

После этого священник пустился в объяснения того, что власть должна иметь духовную основу — такую, как князь Владимир. В противном случае, как считает священник, за такой властью на жертву не готов пойти даже дворник.

«Власть без духовной основы техническая. Это менеджеры. За такую власть, которая возглавляет страну, не пойдут. Без духовной основы власть в России не сработает никогда. Если все разрознены — это будет на пользу нашим недоброжелателям», — заключил протоиерей.

На фоне санкций и «недругов» власти, как считает Чаплин, нужно быть вместе с церковью. В противном случае государство, со слов священника, проиграет, как некоторые западные цивилизации, отделившие церковь.

«Многие хотели бы считать, что в России власть и церковь должны быть как-то удалены друг от друга. Так хотелось бы построить нашу жизнь нашим недругам. В России всегда власть, церковь, общество и религиозная община были вместе. Нам не нужно этого стыдиться. Нам не нужно идти по пути к тем цивилизациям, которые решительно удалили друг от друга власть, народ и религиозные общины», — сказал священник.

При этом все выигрыши, по логике Всеволода Чаплина, сводятся к противостоянию санкциям и «на поле брани». Других целей для жертвенности и коллективизма протоиерей не привел. Да и сам Чаплин в ходе своей встречи ни разу не выразил готовности лично пойти на жертву и показать пример.

В конце своей речи протоиерей высказался за необходимость нового «русского проекта» или «прорыва». Этот прорыв заключается в идее единства власти, церкви и гражданского общества. По сути, Всеволод Чаплин пересказал идеологию времен Николая I — «православие, самодержавие, народность».

Совещание в полпредстве было показательным по двум причинам. Во-первых, в одном зале встретились сразу два символа новой политической эпохи: полпред Холманских, олицетворяющий собой курс российской власти, взятый ей в 2012 году, и протоиерей Чаплин, озвучивающий религиозную составляющую новой государственной идеологии.

Во-вторых, наглядно была продемонстрирована модель идеологического взаимодействия государства и Церкви. Власть формирует запрос на идеологию «объективной истины», а РПЦ предлагает ей такую идеологию, в которой самой Церкви отводится одна из центральных ролей. На самом деле в этом есть довольно хитрая уловка. Чувствуя, что нынешняя власть намерена всеми силами держаться до последнего, РПЦ пытается убедить ее в том, что без церкви удержаться ей будет никак невозможно. На самом деле это далеко не очевидно, и, честно говоря, политический режим Путина легко представить без РПЦ — но вот Церковь всеми силами хочет уверить нас (и Путина) в обратном.

Во многом для этого и придуман миф о Владимире, который в уральском выступлении Чаплина прозвучал особенно отчетливо. По сути, миф создается следующим образом: придумывается идеальный лидер по имени Владимир, который наделяется чертами нынешнего российского президента, и затем он помещается в вымышленную историческую ситуацию, в которой совершает свои такие же вымышленные подвиги — основывает российскую нацию, добивается единства и тому подобное. В этом плане Владимира действительно можно увязать хоть с чем — хоть с победой в Великой Отечественной войне, хоть с другими победами, реальными и фантастическими.

В этой модели РПЦ занимает далеко не партнерскую роль, как ей того хотелось бы, а обслуживающе-подчиненную. Это хорошо чувствовалось в выступлении екатеринбургского митрополита Кирилла, который жаловался на то, что областные власти не помогают епархии организовывать Царские дни в память о Николае II. И это понятно: вспоминать и говорить про убитого царя властям явно не хочется: гораздо приятнее и выгоднее говорить про такого идеального Владимира.

«Политсовет»
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать