В Екатеринбурге неожиданную остроту приобрел вопрос о строительстве подземного перехода на перекрестке проспекта Ленина и улицы Московской. В городском сообществе разгорелась бурная дискуссия о том, нужен ли этот переход пешеходам и автомобилистам. Эта тема может получить и политическую окраску — ведь она не только напрямую затрагивает интересы областных властей, но и напоминает давний коррупционный скандал, в который был втянут нынешний свердловский губернатор Евгений Куйвашев.
Строительство перехода изначально было запланировано в рамках реконструкции развязки Ленина — Московская, которая планируется к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Однако проект требует значительных финансовых затрат, а денег в бюджете, как обычно, не хватает. Кроме того, против перехода выступили местные урбанисты, которые считают, что горожанам проще и удобнее переходить улицу по светофорам.
В поддержку строительства перехода высказался глава областного управления ГИБДД Юрий Демин. В администрации Екатеринбурга заявили, что переход будет нужен, если в этом районе все-таки построят станцию метро.
«Переход решил бы все проблемы, связанные с выходом из метро, которое появится здесь в будущем. На сегодня все решения по пешеходному переходу уже привязаны к проекту метрополитена, и мы надеемся, что они будут реализованы», — заявил накануне председатель комитета по строительству администрации Екатеринбурга Николай Сметанин.
К настоящему моменту ситуация оказалась почти тупиковой, и разрешить ее могли бы областные власти в лице губернатора Евгения Куйвашева — тем более что финансирование строительства должно осуществляться из областного бюджета. Однако Куйвашев, в другое время охотно комментирующий городские темы, пока своего слова не сказал.
Возможно, причина этого молчания в том, что у губернатора сложились довольно непростые отношения с подземными переходами — а точнее, с их строительством. Еще в бытность главой администрации Тюмени Куйвашев попал в громкий коррупционно-политический скандал, связанный именно с подземным переходом.
В 2010 году администрация Тюмени решила построить переход в центре города, который должен был строиться закрытым способом, за 280 миллионов рублей. Однако через какое-то время власти решили перенести переход на другой перекресток и строить его уже открытым способом, то есть с перекрытием улиц. При этом цена работ, по некоторым оценкам, возросла до миллиарда рублей, но новый конкурс не проводился: подрядчиком осталась небезызвестная компания «Аэродромдорстрой», которую связывают с интересами политического покровителя Куйвашева Сергея Собянина.
Тогда жители Тюмени даже устроили митинг против строительства такого перехода, а прокуратура нашла нарушения при проведении работ без объявления нового конкурса. Впрочем, переход за миллиард рублей был построен — правда, не слишком удачно: в дождливые дни его затапливает водой.
История с тюменским переходом до сих пор остается пятном на биографии губернатора, а новый скандал в Екатеринбурге может лишь воскресить в памяти ту неприятную для Куйвашева историю. Не исключено, что именно поэтому областные власти оттягивают решение проблемы до последнего момента. Но долго тянуть время на этот раз не получится: график работ к ЧМ-2018 не позволяет откладывать проект на неопределенный срок.