Дата: 01.06.2015

Обойти Конституцию: зачем нужен перенос выборов в Госдуму

Тема переноса выборов в Государственную думу с декабря на сентябрь 2016 года не выходит из политической повестки. Всё больше депутатов и крупных федеральных чиновников поддерживают идею такого переноса, в прессе публикуются самые разные варианты и механизмы сдвига дня голосования на три месяца назад. За этим потоком информации вопрос о том, а зачем вообще нужно переносить выборы, уходит не то чтобы на второй, а уже на десятый план. Между тем это ведь самое главное — зачем вообще запускается эта сомнительная со всех точек зрения процедура?

Обойти Конституцию: зачем нужен перенос выборов в Госдуму
Фотография с сайта Государственной думы

Как уже неоднократно говорилось, действующее законодательство не позволяет переносить выборы. Тут все просто: Конституция не предусматривает ни самороспуска Госдумы, ни проведения выборов за несколько месяцев до созыва нового состава нижней палаты парламента (максимум — за месяц). Но, кажется, это никого не останавливает — практически каждый день мы узнаем новые возможные схемы переноса выборов в обход Основного закона страны.

Так, на прошлой неделе появился вариант, который предусматривает получение специального толкования Конституции, которое позволило бы Госдуме самораспуститься весной 2016 года. Идея этой схемы такова: да, в Конституции про самороспуск ничего не говорится, но ведь напрямую он там не запрещен — это значит, что депутаты могут обратиться в Конституционный суд с вопросом о том, что им делать, если они очень хотят сложить свои полномочия досрочно. Конституционный суд (а в его лояльности федеральной власти по принципиальным вопросам мало кто сомневается) издает специальное толкование, в котором говорит о том, что да, можно самораспуститься, если очень хочется. Далее следует сам самороспуск и назначение досрочных выборов на сентябрь.

Другой вариант, о котором пишут сегодня «Ведомости», предполагает совмещение выборов в Госдуму с единым днем голосования в сентябре без поправок и дополнительных толкований Конституции. Кажется, что это противоречит статье 99, которая гласит, что «Государственная дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания». Другими словами, избраться в сентябре, а начать работу в декабре вроде бы как нельзя. Но именно это и хотят сделать депутаты. Можно предвидеть, что такой шаг, скорее всего, спровоцирует подачу жалобы в тот же Конституционный суд. И вот здесь наступает решающий момент — признает ли КС допустимым перенос выборов, который заранее кажется антиконституционным? Что-то подсказывает, что признает.

Глядя на все эти варианты, складывается ощущение, что ради них, собственно, и задумана вся история с переносом выборов. В самом деле, смещение дня голосования на три месяца назад вряд ли как-то существенно повлияет на исход голосования. Неужели кто-то думает, что выборы в декабре были бы более честными и справедливыми, нежели в сентябре? Для такой мысли надо быть либо очень наивным человеком, либо не знать вообще ничего о том, что происходило в России в последние три года. Все политические процессы, которые мы можем наблюдать, ясно и однозначно говорят нам о том, что будущие выборы не будут ни честными, ни справедливыми, и их результат предопределен заранее вне зависимости от того, состоятся они в декабре, сентябре или даже в июле.

Нет, кажется, что перенос выборов нужен именно ради самого переноса, причем обязательно такого, который не очень хорошо укладывается в Конституцию. Именно ради выработки технологии обхода Основного закона страны и нужна вся эта работа. Судя по всему, власти нужна надежная схема внеконституционного переноса выборов, и отработкой этой схемы она и будет заниматься в ближайшее время.

Для чего это нужно — можно догадаться. Давайте вспомним, как проводились самые одиозные ужесточения законодательства в последнее время. Сначала принимается какой-то очень спорный, но все-таки еще не самый людоедский закон. Например, о блокировке сайтов в Интернете: сначала речь идет всего о трех причинах для такой блокировки (пропаганда наркотиков, суицида или детская порнография) — это никому особо не нравится, но сильного сопротивления нет, потому что кажется, что порядочных людей эти изменения не затронут. Затем эта технология внедряется, отрабатывается, а потом, когда уже все с ней смирились, она расширяется и ужесточается до самых серьезных пределов. Выходит депутат Луговой и предлагает закон о внесудебных блокировках сайтов за призывы к неразрешенным митингам. И закон после такой предварительной подготовки проходит намного легче, чем если бы он был внесен без нее.

Точно так же и с выборами: сначала мы научимся обходить Конституцию ради Госдумы. В самом деле, кого волнует Госдума, кому ее жалко? Даже если ее полномочия сократят на полгода, все только радостно кивнут в ответ, потому что никто эту Госдуму не любит, и все спокойно согласятся с тем, что ради нее власть немножечко нарушила Конституцию.

А вот потом эту технологию можно будет применить уже в полную силу, по более принципиальному вопросу. Например — ради переноса выборов президента, и не назад на некоторое время, а, скажем, вперед. Депутаты и Конституционный суд уже будут знать, как поступать в таких ситуациях, и сделают все правильно. Да и общество в лице его несогласной части отнесется к этому уже куда более спокойно — ведь теперь перенос выборов не будет такой уж большой новостью.

Впрочем, конечно, речь может идти не только о переносе выборов — через схему «толкований» либо другу схему обхода Конституции (в зависимости от того, на каком варианте остановится сейчас власть), можно делать много довольно смелых шагов, которые государство себе пока не позволяло. Но это все в будущем, а на данный можно зафиксировать два момента. Первое: власть пока не решается нарушать Конституцию в открытую и ищет внешне легальные способы сделать это. И второй момент — нарушать Конституцию она все-таки очень хочет, и остановить ее в этом намерении, похоже, уже нельзя.

Алексей Шабуров
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать