Политика губернатора Евгения Куйвашева привнесла в Екатеринбург новую традицию — проводить автопробеги с требованием выделить городу средства из областного бюджета на проведение дорожного ремонта. С 2013 года эта сумма с 2 миллиардов рублей сократилась до 17,5 миллионов рублей. В результате качество дорог заметно ухудшается. Число недовольных автомобилистов растет в геометрической прогрессии. Как считают общественники, протестные настроения в городе могут вскоре достигнуть таких масштабов, что игнорировать их губернатору будет сложно.
Третий по счету автопробег екатеринбургского проекта «РосЯма», проведенный накануне, кардинально отличался от предыдущих как по количеству, так и по составу участников. Так, в ноябре прошлого года под флагами «РосЯмы» выступило несколько медийных лиц из числа общественников и политиков. Сама акция активно освещалась в СМИ.
В этот раз автопробег прошел без прежней пиар-поддержки: при отсутствии известных людей и не очень большом количестве журналистов. Впрочем, увеличение ям на дорогах после схода снега оказалось лучше любой агитации. В привлечении участников «помогли» и областные власти, проявившие полное равнодушие к состоянию дорог в Екатеринбурге.
«В настоящее время мы сейчас имеем на ремонт дорог только 200 миллионов рублей. Из них 17,5 миллионов выделено из областного бюджета. По факту мы будем иметь разбитые дороги», — считает координатор проекта «РосЯма — Екатеринбург», член городской Общественной палаты Алексей Беззуб.
В обещания областных властей выделить дополнительно 530 миллионов рублей координатор «РосЯмы» не верит, пока не увидит эту сумму в документах. Беззуб также напомнил о привычке области тянуть с выплатой денег до осени. Однако если обещание и будет исполнено, то от автопробегов общественники не откажутся. Губернатор по-прежнему игнорирует ключевое требование «РосЯмы» — увеличить финансирование дорожного ремонта в городе до 2 миллиардов рублей.
«Куйвашев по-другому не понимает, он понимает только когда есть массовое выступление горожан», — отметил Алексей Беззуб.
В воскресенье, 26 апреля, к 13:30, к месту сбора автопробега на площади 1905 года подъехало несколько десятков человек. Помимо автолюбителей среди участников впервые оказались мотоциклисты. По признанию байкеров, за последний год они заметили резкое ухудшение качества дорожного полотна и решили присоединиться к требованиям «РосЯмы».
«Мотоциклисты больше всех заинтересованы в ровных дорогах потому, что от этого зависят наши жизни. Мы больше всех чувствуем все неровности, и могу сказать, что за последний год качество дорог сильно ухудшилось», — пояснил «Политсовету» президент мотоклуба «Грифоны» Иван Лопатин («Медведь»).
В 14:00 с площади выехало 40 автомобилей и 35 мотоциклов с фирменными флагами и наклейками «РосЯмы». Маршрут автопробега пролегал по улицам Жукова, Челюскинцев, Мамина-Сибиряка, Ленина и заканчивался на площади перед зданием правительства Свердловской области. По пути к автопробегу присоединилось еще около 20 машин. По признанию Беззуба, он и сам не ожидал такого количества участников. В заявке организаторов автопробега было указано 10 автомобилей.
Выстроить автопробег в одну колонну у организаторов не получилось. По мнению общественников, негативную роль в организации сыграла работа полиции.
«Я обращалась к руководству полиции с просьбой обеспечить нам сопровождение, чтобы была возможность организованно провести автоколонну. Мою просьбу проигнорировали», — пояснила юрист проекта «РосПил — УрФО», член городской Общественной палаты Екатерина Петрова.
«Из-за работы ДПС была нарушена вся организация автопробега. Работа полиции на «двойку», — добавил Алексей Беззуб.
Несмотря на эти недочеты, незамеченной акция в городе не осталась. Об этом можно судить по тому, как активно сигналили автоколонне другие участники дорожного движения, выражая таким образом поддержку.
«В этот раз определенного драйва автопробегу добавили мотоциклисты. Акция смотрелась очень оживленно, хотя в ней приняли участие исключительно горожане», — отметил один из постоянных участников автопробегов «РосЯмы».
По итогам третьего автопробега можно было с уверенностью сказать, что появившиеся на дрогах ямы явно способствуют росту протестных настроений как минимум среди части горожан. По оценке Алексея Беззуба, если губернатор по-прежнему будет игнорировать требования горожан, то к следующему автопробегу колонна составит более 100 автомобилей. Столь массовая акция, как считает Беззуб, уже не останется без внимания федеральных властей.
«Администрация президента должна сделать вывод, что Екатеринбургу выделяется недостаточное количество денег. Об этом свидетельствует большое количество автомобилистов и мотоциклистов, которые вышли на автопробег. С каждым годом участников становится больше. Мы легко можем в следующий раз собрать уже более 100 автомобилей, и проблема с дорогами рано или поздно все-таки будет решена», — считает координатор «РосЯмы — Екатеринбург».
Сергей Беляев