Можно, наверное, целую книгу написать на тему «Что такое общественный контроль в России». Это будет занимательная литература в жанре криминальных, детективных историй с закрученными сюжетами и целым букетом противоречий. Но всё это уже история, и сейчас об этом писать уже не актуально.
Дело в том, что с июля 2014 году в нашей стране действует закон «Об основах общественного контроля в РФ». Я не буду вдаваться в юридические подробности или давать оценку объективности закону, любой может прочитать этот закон в Сети и сделать выводы самостоятельно. Я хочу коснуться нескольких моментов, которые, собственно, коснутся меня и моих новоиспеченных коллег из Общественной палаты Екатеринбурга (далее — ОП).
Этот закон устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций.
Любые граждане могут осуществлять общественный контроль, однако чтобы результаты этого контроля носили официальный характер, они должны быть представлены субъектами общественного контроля. И кто же эти субъекты? Оказывается, что основном это наши общественные палаты (ОП) всех уровней. Безусловно, если я не член ОП, то никто не может мне запретить написать заявление в прокуратуру на какое-либо нарушение. Но согласно закону об общественном контроле, это не будет являться общественным контролем, если я не представлю это от лица члена ОП. Естественно, любой контролирующий орган теперь имеет право спрашивать меня: «А ты вообще кто такая?». И некоторые спрашивают (УФАС грешит, прокурорские, бывает, тоже).
Но сейчас всё изменится. Ведь теперь я полноправный субъект общественного контроля. Полномочия и формы контроля расписаны как в законе об общественном контроле, так и, например, в федеральной контрактной системе (ст. 102) — это экспертизы, мониторинги, проверки, представление результатов в контролирующие органы, суды и ещё куча всего.
Но вернёмся к нашей палате.
Оглядывая список членов наших общественных палат, я обращаю внимание вот на какой момент. Дело в том, что одним из основных принципов общественного контроля, согласно закону, является в том числе «самостоятельность субъектов общественного контроля и их независимость» в том числе от «органов местного самоуправления и муниципальных организаций». Мало того, этот закон предполагает недопустимость наличия конфликта интересов между субъектом общественного контроля (члена ОП) и собственно предметом контроля. То есть условный главврач не может контролировать деятельность учреждений здравоохранения, а энергетик — проверять торги ресурсоснабжающих организаций.
Так почему же у нас общественные палаты считаются ничего не решающими органами? Ведь в законе об общественном контроле полномочия субъекта ОК (члена ОП) намного шире, и по результатам такого контроля можно не только выдать рекомендации (как описывает нам положение об ОП), а подать в суд, защищая интересы и права граждан, ну и контролирующие органы, запрашивать документы о ходе выполнения контрактов, инициировать полноценные проверки деятельности унитарных предприятий. Такие действия фактически могут изменить ход любого дела, без участия представительных органов (привет депутатам).
Положение об Общественной палате города Екатеринбурга было принято в 2006 году с поправками в 2011 году. Формально деятельность муниципальной ОП «заточена» скорее не под контроль, а под совещательные мероприятия. Вот вам вроде как эксперты и советники по отраслям, которые будут что-то советовать и что-то рекомендовать. Которые будут играть роль общественного мнения и представлять его на думских комиссиях. Это, на мой взгляд, в корне не верно. Потому что на данный момент поправки в соответствии с новым законодательством в области общественного контроля еще не приняты Я обещала нескольким СМИ рассказать, чем я буду заниматься в ОП. Так вот, первое, что я сделаю – инициирую поправки в положение.
Но у меня есть вопрос. Я, безусловно, осознаю, что мой настрой более радикален, чем у большинства членов ОП и, возможно, многих горожан. Просто потому что я не столько советник, сколько контролер. Как и координатор «РосЯмы» Алексей Беззуб, тоже прошедший в палату. И тем не менее — уважаемые горожане, перед тем, как мы начнем выбирать оставшихся 11 человек, кого вы ходите видеть в этом списке: контролеров или советников?
Екатерина Петрова,
член Общественной палаты Екатеринбурга