Администрация президента намерена напрочь перечеркнуть осенний план законотворческой деятельности депутатов Думы, который они подготовили себе еще весной. Она хочет заставить их поработать в эту сессию над новым пакетом первоочередных законов, которые должны будут окончательно отшлифовать сформированную Владимиром Путиным вертикаль власти.
По имеющейся у «Газеты.Ru» информации, пакет этот будет состоять из примерно 100 законопроектов, принципиально меняющих нынешнюю модель взаимоотношений между центром и регионами, а также радикально перераспределяющих силы внутри самих субъектов Федерации.
Два законопроекта, создающих базу для запуска федеративной реформы, уже полностью готовы к тому, чтобы быть рассмотренными Госдумой. Это законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Они должны будут поступить в палату из Кремля (работала над ними комиссия Дмитрия Козака) примерно через две недели и, скорее всего, будут внесены от имени президента.
Самым неприятным сюрпризом для губернаторов будет новая редакция первого закона – об устройстве власти в субъектах федерации. За каждым из регионов впервые закрепляются одни и те же обязанности по отношению к жителям, за исполнением которых центр собирается пристально следить. Кремль уже давно шел к идее отказаться от большей части мелких и обременительных забот о населении и тем самым сильно облегчить жизнь правительству, избавив федеральный бюджет от неподъемного груза. Сейчас главным препятствием для этого остаются договоры о разграничении полномочий, заключенные с субъектами федерации в начале правления Бориса Ельцина. При Путине под давлением администрации президента (хотя формально процесс был сугубо добровольным) часть из них была расторгнута.
Сохранить договоры удалось лишь немногим сильным региональным лидерам – среди них Юрий Лужков, питерский губернатор Владимир Яковлев и президент Башкирии Муртаза Рахимов. К ним будет применена сила.
Основные финансовые изменения коснутся бюджетного и налогового кодексов, но сейчас ясен только общий вектор будущих правок: бюджеты федерального центра, субъектов федерации и муниципальных образований будут пополняться каждый от своих налогов, а если на регионы или в муниципалитеты сверху спускаются полномочия, на которые нужны дополнительные траты, то расходы должны компенсироваться в виде субвенций. Когда новая система отношений центра с регионами будет приниматься в Думе, ни депутаты, ни губернаторы еще не будут знать, на какие налоги смогут рассчитывать субъекты федерации. И под видом этой стройной схемы центр, к примеру, может забрать в свой бюджет налоги, которые собираются легко, а труднособираемые – оставить региональным властям.
Еще один повод для беспокойства – методы, которыми Кремль намерен заставить губернаторов все данные им полномочия исполнять.
В законе «Об органах госвласти...» сильно расширяется список проступков, за которые глава субъекта федерации может быть отрешен от должности по решению суда и указом президента. Напомним, сама возможность снимать губернаторов по суду за вопиющие нарушения конституции и тяжкие уголовные преступления появилась в виде поправок к тому же закону еще в 2000 году, несмотря на отчаянное сопротивление губернаторов, заседавших тогда в Совете федерации. Теперь благоприятная для региональных властей ситуация может кардинальным образом измениться.
Если этот законопроект будет внесен и принят в нынешнем виде, то Путин с помощью Верховного суда сможет снять главу субъекта федерации, к примеру, за бездействие.
Еще один удар по региональным лидерам будет нанесен с другого конца – со стороны муниципальных властей, позиции которых сильно упрочит новая редакция закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которую президент<