Проблема с качеством дорог в Екатеринбурге может в очередной раз внести имя губернатора Евгения Куйвашева в повестку федеральных СМИ. Накануне активисты екатеринбургского проекта «РосЯма» через автопробег показали усиление протестных настроений среди автомобилистов, недовольных сокращенным финансированием дорожного ремонта в уральской столице. При этом общественникам хватило проехать по нескольким центральным улицам, чтобы представить также уровень пренебрежения губернатора к подготовке города к ЧМ-2018.
Провести в Екатеринбурге второй автопробег активистов «РосЯмы» вынудила медлительность губернатора в решении насущных проблем города. Из-за позднего поступления денег ремонтные работы в уральской столице едва удалось завершить до прихода снегопадов. Не устраивают общественников и суммы, выделяемые из областного бюджета.
«Цель нашего автопробега — чтобы на ремонт дорог Екатеринбурга выделили 2 миллиарда рублей. Чтобы ремонт дорог начался не позже весны. Ситуация, когда губернатор весной этого года принял решение о финансировании дорог, нас не устраивает. В реальности только в сентябре было подписано соглашение между городом и областью о выделении 700 миллионов рублей, и мы видим, что дороги едва успели доложить до первого снега», — пояснил координатор проекта «РосЯма» Алексей Беззуб.
Усиленная агитация, проводимая активистами «РосЯмы» за месяц до автопробега, позволила собрать в 2,5 раза больше автомобилей по сравнению с прошлым годом. При этом участников могло быть и больше, если бы представители ЛДПР, КПРФ и «Партии пенсионеров» сдержали обещание присоединиться к автопробегу.
«По сути, всех участников привела «РосЯма». Примерно 50 автомобилей обещали собрать ЛДПР, обещали заявиться лидер «Партии Пенсионеров» Евгений Артюх и КПРФ. В итоге все они слились», — пояснил координатор проекта Алексей Беззуб.
Впрочем, в КПРФ все-таки нашелся один человек, который решил поддержать требования автомобилистов — депутат Екатеринбургской гордумы Вячеслав Вегнер. Однако на автопробеге он себя позиционировал не как представитель партии, а как народный избранник.
«Заявленные на автопробеге требования я считаю абсолютно справедливыми. Дороги Екатеринбурга имеют право на финансирование потому, что город является, по сути, единственным донором области. Мы претендуем на столичный статус, который подразумевает хорошие дороги и лучшее финансирование», — сказал Вегнер.
Через 20 минут после старта автопробега колонну на своей машине догнал глава города Евгений Ройзман. Присоединяться к участникам он не стал. Посигналил в качестве моральной поддержки и помчался дальше.
Как и в прошлом году, маршрут автопробега затронул улицы, которые необходимо отремонтировать в следующем году: Репина, Уральская, Челюскинцев. Вместе с тем Беззуб отмечает, что это лишь малая часть из перечня центральных магистралей, которые находятся в плачевном состоянии. В частности, в 2015 году необходимо привести в порядок улицы Большакова, Шейнкмана, Московскую, а также Пирогова.
По мнению юриста «РосПил-УрФО» Екатерины Петровой, широкий список проблемных улиц, часть которых прилегает к Центральному стадиону, позволит в дальнейшем привлечь внимание федеральных властей. Екатеринбургу практически через 3 года предстоит принимать Чемпионат мира по футболу, а «ямы Куйвашева» могут серьезно ударить по имиджу страны-хозяйки Мундиаля.
«Мы выступаем за то, чтобы привлечь внимание федеральных властей к проблеме финансирования городских дорог, учитывая, что город будет через 3 года принимать ЧМ-2018, в городе должны быть к этому времени отремонтированы дороги. Нам должно быть не стыдно за город, и я не понимаю, почему столице Урала на ремонт дорог не выделяют ничего», — отмечает Петрова.
Примечательно, что чем ближе ЧМ-2018, тем молчаливее становятся областные чиновники. Год назад представители правительства Свердловской области активно дискутировали с общественностью Екатеринбурга о необходимости ремонта дорог в городе. Основным доводом регионального кабмина против дополнительного финансирования было то, что гарантийный срок дорог короче, чем время, которое осталось до проведения Мундиаля. На сегодняшний день, как отмечают в «РосЯме», в региональном кабмине стараются избегать вопросов о состоянии асфальта в районе Центрального стадиона. Однако, по мнению Беззуба, долго отмалчиваться областные власти все равно не смогут.
«Рано или поздно проблема с дорогами выстрелит. В результате Куйвашева либо снимут и поставят адекватного губернатора, либо его кураторы поправят. Он никуда не денется, хотя и может поупираться некоторое время. Я не думаю, что Кремль заинтересован в том, чтобы дороги в городах, принимающих чемпионат, были в ужасном состоянии», — считает общественник.
Недовольство Кремля может также вызвать рост протестных настроений в Екатеринбурге. Автомобилистов в последнее время раздражают не только ямы на дорогах, но и сама система финансирования из Дорожного фонда.
«Мне кажется несправедливым, когда большая часть Дорожного фонда формируется за счет средств автомобилистов Екатеринбурга, которые имеют такое же право ездить по ровным дорогам, как и другие, а эти деньги планируется распределить по областным дорогам», — пояснил один из участников автопробега Анатолий Свеченко.
«Мы видим, что сегодня областные власти не говорят о дорогах, не говорят об улучшении жизни. У них стоит вопрос, чтобы взять дополнительные кредиты для строительства входной группы на ЭКСПО. Хотя есть более злободневные потребности», — отмечает Вегнер.
Как считают активисты «РосЯмы», дальнейшее игнорирование проблемы губернатором может привести к массовому всплеску недовольства горожан, как это было весной 2013 года в Полевском, где на автопробег вышло 200 машин.
«Я думаю, что если к весне деньги снова не выделят на дороги Екатеринбурга, будет еще больше участников. Здесь нам очень может помочь в агитации губернатор», — сказала Петрова.