Уже несколько месяцев в Свердловской области разворачивается грандиозный скандал, связанный с попыткой продажи государственного пакета акций аэропорта «Кольцово» — важнейшего для региональной экономики объекта. Стоимость акций, которые в какой-то момент просто бесследно исчезли, оценивается примерно в два миллиарда рублей, а в деле оказались замешаны высшие руководители области — как действующие, так и бывшие. Экономические, политические и уголовные последствия этой истории просчитать невозможно — не столько из-за отсутствия информации, сколько из-за масштабов всей схемы. Но даже интуиция подсказывает: если дело расследуют в полном объеме, речь может зайти о смене руководства области.
Фотография с сайта аэропорта «Кольцово»
История с акциями разыгрывается прямо у нас на глазах, ее довольно подробно освещают СМИ, областные депутаты, а многие документы находятся в открытом доступе. Тем не менее рядовому наблюдателю, не знакомому с тонкостями уральской политики, составить цельную картину всего происходящего не так-то просто. Но если все-таки постараться собрать все события и всех героев воедино, то получается сюжет, достойный голливудского фильма — это может быть и авантюрная комедия в духе «Большого куша», и драма наподобие «Старикам тут не место». Вот только в роли бриллиантов или чемодана с деньгами в нашей истории выступают акции аэропорта «Кольцово», а вместо предприимчивых мошенников — высокопоставленные чиновники. Итак, попробуем восстановить всю цепочку.
Действующие лица
Круг участников этой истории довольно широк, кто-то из них действует напрямую, а кто-то только появляется в виде тени, однако от этого не становится менее значимым. Вот эти люди и компании.
Аэропорт «Кольцово» — аэропорт в Екатеринбурге, который многие называют лучшим региональным аэропортом России. Миноритарный пакет акций аэропорта принадлежит государству в лице Свердловской области, а основным собственником является ОАО «Кольцово-Инвест», которое входит в группу компаний «Ренова».
Виктор Вексельберг — российский миллиардер, председатель совета директоров и основной совладелец «Реновы», то есть фактически основной собственник аэропорта «Кольцово».
ОАО «Корпорация развития Среднего Урала» (КРСУ) — структура, созданная для реализации крупных инвестиционных проектов Свердловской области. Единственным собственником КРСУ является правительство Свердловской области.
Денис Паслер — председатель правительства Свердловской области, председатель совета директоров КРСУ. До 2012 года был депутатом Законодательного собрания и топ-менеджером в компаниях, контролирующихся структурами Виктора Вексельберга.
Сергей Филиппов — генеральный директор КРСУ до марта 2014 года.
Евгений Куйвашев — губернатор Свердловской области с 2012 года.
Михаил Максимов — заместитель руководителя аппарата правительства и мэра Москвы. В прошлом — заместитель председателя правительства Свердловской области (до 2012 года), а до 2007 года — гендиректор аэропорта «Кольцово». Инициатор создания КРСУ.
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО) — областное министерство, отвечающее за имущественные сделки от имени правительства. Министром с 2012 года является Алексей Пьянков, протеже губернатора Евгения Куйвашева.
ЗАО «Инвестиционная компания «Русрегионбизнес» и ООО «Гринлайн» — московские компании, до весны 2014 года не известные в Свердловской области.
Законодательное собрание Свердловской области — 50 депутатов, многие из которых проявляют повышенный интерес к этой истории. Крупные имущественные сделки правительства должны проходить с согласия Законодательного собрания. Большинство депутатов входит во фракцию «Единая Россия».
Также в сюжете появятся арбитражный суд, полиция и другие эпизодические персонажи.
Действие 1. Ненужные акции
До 2011 года государственный пакет акций «Кольцово» (34,56%) находился в распоряжении федерального правительства, но по инициативе тогдашнего губернатора Александра Мишарина был передан в казну Свердловской области. По замыслу Мишарина, акции нужны были области, чтобы участвовать в развитии аэропорта — с его помощью губернатор хотел превратить Екатеринбург в крупнейший логистический центр.
В 2012 году губернатором стал Евгений Куйвашев, а экономика области начала все больше и больше проседать. Крупных проектов областные власти уже не создавали, логистикой не интересовались, а к 2013 году, когда дефицит областного бюджета достиг 26 миллиардов рублей, стало понятно, что денег на развитие «Кольцово» у региона нет. Акции аэропорта стали балластом, от которого было решено избавиться.
Однако просто так продать пакет акций, оценивающийся примерно в 2 миллиарда рублей, правительство бы не смогло. Для этого требуется согласие Заксобрания, а депутаты, несмотря на всю свою лояльность, всегда с большим трудом согласуют даже меньшие сделки. Решение о продаже акций «Кольцово» могло зависнуть в парламенте буквально на годы. Тогда в правительстве была разработана схема отчуждения этих акций из областной казны.
Действие 2. Отчуждение
Отчуждение акций «Кольцово» началось в марте 2013 года. Схема для этого была придумана такая: обменять эти акции на дополнительные акции КРСУ, которые были выпущены по приказу главы МУГИСО Алексея Пьянкова. То есть правительство одними своими акциями расплачивалось за другие свои акции — в буквальном смысле покупало часть КРСУ у самого себя. Формально акции «Кольцово» как бы оставались в собственности области, но теперь распоряжаться ими могло уже не правительство, не МУГИСО, а руководство КРСУ. И для КРСУ по своим сделкам уже не требовалось согласие Законодательного собрания, а только лишь одобрение совета директоров. Совет директоров, напомним, возглавляет председатель правительства Денис Паслер.
Впрочем, согласие Заксобрания все равно требовалось правительству для того, чтобы передать акции «Кольцово» в уставной капитал КРСУ. И это согласие было получено 21 мая 2013 года. Про продажу акций аэропорта депутатам тогда, конечно, никто ничего не говорил. Так что депутаты с легкостью развязали руки правительству.
Окончательно процедура отчуждения была завершена 25 июля 2013 года — в этот день правительство приняло соответствующее постановление, а акции официально поступили в распоряжение КРСУ. При этом нужно заметить, что соответствующие изменения в устав КРСУ на тот момент не были зарегистрированы Центробанком — более того, они не зарегистрированы и по состоянию на 30 июня уже нынешнего года. Но так или иначе, именно с этой даты, с 25 июля 2013 года, КРСУ становится хозяином 34% акций «Кольцово».
Действие 3. Подготовка к продаже
Несколько месяцев никаких действий с акциями не производилось, подготовка к продаже началась в ноябре прошлого года. 14 ноября Денис Паслер создает рабочую группу, которая должна была рассмотреть вопрос о продаже акций. В состав этой группы вошли вице-премьеры и министры правительства, а свое первое заседание она провела в тот же день — 14 ноября 2013 года. Докладчиком на заседании выступал гендиректор КРСУ Сергей Филиппов.
Филиппов сказал то, что министрам и так было хорошо известно: на инвестиционную программу развития «Кольцово» требуется 1,2 миллиарда рублей, в глубоко дефицитном областном бюджете таких денег нет и в ближайшее время не будет. Однако область, оставаясь акционером аэропорта, не может просто так отказаться вкладывать в него деньги. Поэтому Филиппов предложил вариант: продать акции «Кольцово» основному акционеру — ОАО «Кольцово-Инвест» Виктора Вексельберга, но на условиях выполнения этим акционером инвестиционной программы. При этом важно понимать: хотя по документам инициатором этой сделки был Филиппов, самая идея могла исходить только от правительства или губернатора.
Рабочая группа единогласно одобрила предложение о продаже, причем акции было решено разделить на два пакета: один из них (25%, стоимость 1,6 миллиарда рублей) отдать структурам Вексельберга сразу, а второй пакет (10%, стоимость примерно 800 миллионов рублей) — только после того, как «Кольцово-Инвест» реализует инвестиционную программу. 12 декабря 2013 года это рабочая группа собралась еще раз и подтвердила это решение.
Уже на следующий день прошло заочное заседание совета директоров КРСУ, причем половина членов этого совета директоров входила и в рабочую группу правительства (вице-премьеры Алексей Орлов и Сергей Зырянов, министр экономики Дмитрий Ноженко и его заместитель Елена Новоторженцева). Само собой, совет директоров единогласно одобрил продажу акций аэропорта на условиях, предложенных правительством: то есть министры фактически просто согласились сами с собой.
Затем снова возникла пауза, но 28 февраля 2014 года совет директоров возвращается к этому вопросу и меняет условия сделки. Теперь речь уже не идет о продаже акций двумя пакетами, а устанавливается лишь общая цена акций — как минимум 28 255 рублей за штуку. Весь пакет, таким образом, оценивается в 2 миллиарда 334 миллиона рублей.
Действие 4. Новые покупатели
Если до этого момента все действия с акциями выглядели хоть и сомнительно с моральной точки зрения, но вполне законно с юридической, то в марте 2014 года сюжет принимает криминально-детективный характер. По имеющимся данным, гендиректор КРСУ Сергей Филиппов 20 марта 2014 года заключает договор купли-продажи акций «Кольцово» — вот только продает он их не «Кольцово-Инвесту» Виктора Вексельберга, а двум никому не известным московским компаниям — ЗАО «Инвестиционная компания «Русрегионбизнес» и ООО «Гринлайн».
Эта продажа — поворотный момент во всей истории, ведь получается, что акции уходят совершенно непонятным структурам из-под носа не только областного правительства, но и миллиардера Вексельберга. Уже через несколько дней — 25 марта 2014 года Сергей Филиппов уволен с поста гендиректора КРСУ. Одновременно правительство пытается приостановить продажу акций посторонним компаниям.
8 и 11 апреля 2014 в арбитражный суд поступают иски «Гринлайна» и «Русрегионбизнеса» с требованием принуждения к сделке по продаже им акций «Кольцово» — ведь договор об этом уже заключен. Правительство пытается спасти ситуацию и сохранить акции у себя, и 14 апреля совет директоров КРСУ отменяет свое декабрьское решение о продаже этих акций «Кольцово-Инвесту». Но иск уже в суде, и московские фирмы для обеспечения иска требуют наложить на акции арест.
Действие 5. Акции исчезают
Итак, в середине апреля за акции начинается ожесточенная борьба между правительством и двумя московскими компаниями. На кону стоит не просто 2 миллиарда рублей, но и важнейший инфраструктурный объект области (если не всей страны), завладеть частью которого пытаются никому не известные структуры. На этом этапе о сделке с акциями узнают депутаты и журналисты, история становится достоянием общественности и начинает вызывать массу подозрений.
И как раз в этот момент государственные акции «Кольцово» бесследно исчезают. В материалах арбитражного суда указано, что 23 апреля 2014 года КРСУ зачислило акции на счет некоего другого владельца, но какого именно — не раскрывается. Чиновники утверждают, что в казне Свердловской области акций нет, «Гринлайн» и «Русрегионбизнес» их также не успели получить — а суд (поскольку акций на счетах КРСУ уже нет) снимает с них арест, наложенный в качестве обеспечительной меры.
Действие 6. Те же и депутаты
Как уже говорилось, областные депутаты очень трепетно относятся к имущественным сделкам — ведь это то немногое, на что они действительно могут повлиять. Когда выяснилось, что акции «Кольцово» у них за спиной едва не ушли двум посторонним фирмам, Заксобрание возмутилось и решило действовать. Правда, отменять свое прошлогоднее решение об отчуждении акций депутаты не стали, а создали рабочую группу, которая должна была разобраться в этом вопросе и попытаться вернуть акции области.
Рабочую группу возглавил вице-спикер Заксобрания единоросс Виктор Якимов. Когда группа начала работу, выяснилось, что правительство не очень-то хочет рассказывать депутатам детали всей истории. Более того, на первое заседание группы не пришли представители КРСУ — а ведь именно они являются ключевыми фигурами во всей истории. Впрочем, Якимов не особо и настаивал на их присутствии.
Параллельно депутаты начали писать обращения в прокуратуру, требуя проверить действия правительства и руководителей КРСУ, которые допустили пропажу акций. Депутат Денис Носков выдвинул также предположение о том, кто может стоять за попыткой продажи акций «налево» — по его версии, «Гринлайн» и «Русрегионбизнес» могут иметь отношение к бывшему свердловскому вице-премьеру Михаилу Максимову, который сейчас работает в аппарате мэрии Москвы. К слову, Сергей Филиппов всегда считался ставленником Максимова и был назначен в КРСУ, еще когда тот был членом областного правительства.
Но как бы то ни было, активность депутатов на тот момент никаких реальных результатов не дала: арбитражный суд продолжал заседания, а акции так и не были найдены.
Действие 7. Уголовное дело
В конце июня 2014 года стало известно о том, что Главное следственное управление ГУ МВД по Свердловской области возбудило уголовное дело по статье «Злоупотребление должностными полномочиями». Полиция начала расследовать тот самый факт попытки продажи государственных акций «Кольцово» «Гринлайну» и «Русрегионбизнесу».
Правда, дело до сих пор остается бесфигурантным — речь в нем идет лишь о неназванном руководящем лице КРСУ. Безусловно, за этой формулировкой угадывается Сергей Филиппов, подписавший договор купли-продажи акций, но тем не менее статус подозреваемого он пока не получил.
Разумеется, это понимал и сам Филиппов — и сразу после новости о возбуждении дела он исчез, как исчезли до этого и акции «Кольцово». По неофициальной информации, он может находиться во Франции, впрочем, ни подтвердить, ни опровергнуть этого пока нельзя. На данный момент никто Филиппова не разыскивает — ведь никаких обвинений ему еще не предъявлено.
Важный момент — уголовное дело возбуждено по заявлению нынешнего директора КРСУ Игоря Визгина. То есть со стороны это выглядит так, будто правительство само узнало о попытках продажи акций пост-фактум и попросило полицию вмешаться и расследовать действия Филиппова.
Действие 8. Акции нашлись, но осадочек остался
После бегства Филиппова стало понятно, что вся история действительно тянет на настоящий детектив, и депутаты вновь развернули бурную деятельность. 14 июля состоялось второе заседание рабочей группы Заксобрания, которое также закончилось ничем. Представители правительства продолжали утверждать, что не знают, где находятся акции «Кольцово». Руководство КРСУ на заседание опять не позвали.
Терпение депутатов закончилось, и семеро из них наконец внесли проект постановления об отмене прошлогоднего согласия на отчуждение акций «Кольцово» из казны. Если бы это постановление было принято, то оно перечеркнуло бы всё, что сделало правительство для продажи своих акций аэропорта Вексельбергу, и поставило бы премьера Дениса Паслера в совсем уж безвыходное положение. В этой ситуации правительству пришлось раскрыть карты.
На заседании Заксобрания 15 июля 2014 года министр Алексей Пьянков заявил, что буквально «вчера вечером» получил документ, в котором говорится, что акции «Кольцово» находятся на счетах МУГИСО, куда они были зачислены 23 апреля. Именно эта дата была указана в определении арбитражного суда. То есть теперь стало понятно, что КРСУ, чтобы избежать ареста акций, вывело их в МУГИСО, которое не является участником арбитражного процесса. Получается, что правительство почти три месяца фактически обманывало и депутатов, и всех остальных, заявляя, что не знает, где находятся акции.
И еще один нюанс: пока нет никаких данных о том, на каком основании акции «Кольцово» перешли со счетов КРСУ на счет МУГИСО. Эту сделку должно было санкционировать либо правительство, либо совет директоров КРСУ, но соответствующие документы пока не обнародованы.
Вместо эпилога
Никакого эпилога в этой истории, разумеется, пока не предвидится. Несмотря на то, что акции вроде бы нашлись, суды тем временем продолжаются, уголовное дело, хоть в нем и нет фигурантов, расследуется, аэропорт «Кольцово» по-прежнему нуждается в дальнейшем развитии, для которого необходимы миллиарды рублей, которых у области нет.
Мы же пока можем выделить сухой остаток из этой истории. Общая канва получается такой: правительство хочет продать акции Вексельбергу и передает их для этого в КРСУ. Но гендиректор КРСУ пытается продать акции третьим лицам, однако не доводит сделку до конца, после чего лишается своего поста и бежит из страны. Акции исчезают, потом находятся и остаются предметом спора.
А теперь — внимание! — вопросы, которые возникают после знакомства со всей историей и от ответа на которые зависит будущее не только акций, КРСУ, «Кольцово», но и всего областного правительства и губернатора.
1. Действовал ли Сергей Филиппов по своему собственному усмотрению, либо же он выполнял чьи-то указания?
2. Кто стоит за компаниями «Гринлайн» и «Русрегионбизнес», которые пытаются завладеть акциями «Кольцово»?
3. Почему правительство так тщательно скрывает всю информацию по этим сделкам, в том числе и от депутатов?
4. Знал ли губернатор Евгений Куйвашев о том, что происходит с акциями «Кольцово» стоимостью в 2 миллиарда рублей?
5. Какую роль во всей этой истории играет Виктор Вексельберг? Остается ли он просто сторонним наблюдателем?
Исходя из тех или иных ответов на эти вопросы, возможны три версии произошедшего с акциями «Кольцово».
Версия первая: Сергей Филиппов действовал в одиночку, сам разработал всю схему, но не довел ее до конца. Если это правда, то фигура Филиппова приобретает почти демонические очертания, а сам он заслуживает сравнения как минимум с Остапом Бендером. В этом случае остается удивляться, почему он до сих пор занимал всего лишь должность гендиректора КРСУ, а не вознесся к вершинам власти — ведь люди с такими талантами сегодня имеют все шансы на самую успешную политическую карьеру.
Версия вторая: во всем виновато правительство. Согласно этой версии, Филиппов действовал по указанию областного правительства, в том числе и пытаясь продать акции «Гринлайну» и «Русрегионбизнесу». Но тогда становится непонятно, почему сделка не состоялась, Филиппов был уволен, а новое руководство КРСУ написало заявление в полицию. Так или иначе, действия правительства в ходе скандала говорят скорее о том, что оно с самого начала было нацелено на продажу акций именно структурам Вексельберга, а не сторонним компаниям. Но, разумеется, совсем исключать эту версию нельзя.
Версия третья: Филиппов действовал под руководством и под прикрытием некоего третьего лица. Но кто это третье лицо? Может ли им быть Михаил Максимов, который таким способом мог попытаться получить контроль над акциями аэропорта, где он когда-то был гендиректором? Или же это третье лицо хотело просто потом перепродать акции тому же Вексельбергу, но уже по более высокой цене? Добавим, что сама «Ренова» всячески открещивается от «Гринлайна» и «Русрегионбизнеса» — но можем ли мы верить ей на сто процентов?
И наконец есть еще и политическая версия происходящего. Крайним во всей этой истории с акциями оказывается председатель областного правительства Денис Паслер, и некоторые депутаты уже требуют его увольнения. Людей, заинтересованных в его отставке, слишком много — они есть и в правительстве, и в администрации губернатора. По некоторым данным, избавиться от Паслера хочет и сам губернатор Евгений Куйвашев, который видит в молодом премьере своего прямого конкурента перед будущими губернаторскими выборами. Но чтобы уволить Паслера, связанного с всё тем же Вексельбергом, нужен очень серьезный повод, а если получится его при этом с Вексельбергом поссорить, то схема выглядит уже совсем выгодной для губернатора Куйвашева. Если эта версия верна, и все задумано ради отставки Паслера, то сценарий становится и вправду достойным голливудской детективной драмы или политического триллера. Нам же пока остается запастись попкорном и ждать финальных титров.
Алексей Шабуров