По горячим следам на примере Башкортостана — одной из самых недемократичных республик в составе РФ — хочу поделиться некоторыми соображениями по поводу возможностей преодоления пресловутого «муниципального фильтра» оппозиционным кандидатом в главы региона.
Замечу сразу, подписи мы собрали, однако «фильтр» не прошли. Но об этом чуть позже.
Фотография с официального сайта ЦИК республики Башкортостан
Действующая власть, самоуверенная в собственном величии, действовала неспешно и весьма традиционным способом: собирала муниципалов, давала правильные установки, предупреждала, грозила, запугивала. Затем взялась за нотариусов (каждая подпись муниципального депутата в поддержку кандидата в главы региона должна быть заверена нотариально — С.М.) и работала с ними по той же схеме. Позже, когда кандидат от власти собрал все необходимые ему подписи, нотариусам было настоятельно рекомендовано отправиться в летние отпуска, чтобы парализовать работу соперников. В свою очередь, главам сельских поселений, имеющим право на совершение нотариальных действий, по их же признанию, было приказано под любым предлогом «не оформлять никого». Все республиканские и муниципальные СМИ, естественно, были зачищены от какой-либо информации об активности оппозиционных кандидатов. Одним словом, административный каток был запущен и готов был раздавить всякого, вставшего на его пути.
Однако региональные власти не учли того, что в республике насчитывается более девяти тысяч муниципальных депутатов разного уровня и несколько сотен нотариусов, а потому «придавить» каждого из них они были просто не способны. Найти таких «непридавленных», заручиться их письменной поддержкой — собственно, в этом и состоит основная задача по преодолению «муниципального фильтра».
Для многих это становится задачей непреодолимой. Ресурсы на «фильтр» требуются весьма существенные, сопоставимые, пожалуй, с основным этапом избирательной кампании. Необходимо собрать информационную базу о муниципальных депутатах, нанять десятки автомобилей с водителями, вовлечь в переговорный процесс несколько тысяч человек, создать «кустовые» и территориальные группы коммуникаторов и переговорщиков, сформировать бригаду выездных нотариусов, а при необходимости — заручиться поддержкой нотариусов из прилегающих территорий соседних субъектов РФ. Кроме того, собрать группу юристов (и не только электорального профиля) для проверки собранных документов и оперативного исправления допущенных ошибок, провести десятки учеб и тренингов. И всей этой махиной нужно умело управлять.
Опыт Башкортостана и других субъектов РФ, где проходят выборы первых руководителей, показал: местным политикам без поддержки профессиональных электоральных менеджеров пройти «муниципальный фильтр» невозможно. Верно и обратное: группе приезжих политтехнологов, пусть даже самой опытной, справиться с этой задачей самостоятельно также не по силам. Необходима совместная работа, прежде всего — включение в процесс сбора подписей самого кандидата и масштабная помощь местного актива, который рекрутируется, как правило, из числа «бывших», недовольных или обиженных нынешней властью, но не потерявших своего влияния на местах. Именно они выступают в роли переговорщиков с муниципальными депутатами, разговаривают с ними, убеждают, перетягивают на свою сторону.
Для башкирской глубинки это особенно актуально. Там с приезжим человеком на столь щекотливые темы просто разговаривать не будут. Сельские депутаты реально запуганы, однако за всякие встречные благодарности соглашались подписаться за кандидата. Подчас они просто не знали, что фамилии подписантов должны быть по закону опубликованы, что равноценно занесению в «черные списки» власти. Знай об этом наперед, многие бы отказались, и любой объем благодарностей не смог бы здесь помочь.
Впрочем, находились и ушлые селяне. За толику малую они были готовы подписаться и за одного кандидата, и за другого, хотя по закону могли это сделать только единожды. Подобные «двойники» стали серьезной головной болью предвыборного штаба. Вычислять их приходилось различными, порой весьма экзотичными способами. Немалую сложность составила и непрофессиональная работа нотариусов. То ли по наитию, то ли умышленно часть листов поддержки была оформлена ненадлежащим образом, с нарушением нотариальных стандартов или с элементарными ошибками и опечатками. Попади такие листы на стол избиркома, их с легкостью бы признали недействительными.
Подобных «ловушек» было много, но, как бы то ни было, подписи в необходимом количестве были собраны и готовились к передаче в ЦИК Башкортостана. И здесь кандидат «подорвался на мине», заложенной дальновидными законодателями. Дело в том, что закон не допускает на выборы глав регионов самовыдвиженцев. Кандидат обязан заручиться поддержкой со стороны той или иной федеральной партии. И это обстоятельство стало самой настоящей удавкой для кандидата. Одна из партий, назовем ее «ГС», еще десять дней назад поддержавшая кандидата на выборах главы республики, неожиданно меняет решение и отзывает свою поддержку. Что за этим стояло, можно только догадываться. В один момент кандидат утрачивает свой статус, что-либо переиграть уже невозможно, «муниципальный фильтр» не пройден. Избирательная кампания для него закончилась. Впрочем, если бы «фильтр» и удалось преодолеть, партийная поддержка висела над кандидатом, как дамоклов меч. Ведь партия может дезавуировать свое решение в любое время, вплоть до самой последней недели избирательной кампании. Тогда кандидату было бы еще обидней.
Отсюда выводы:
— «муниципальный фильтр» — это, по сути, «минное поле»; не каждый пройдет, но шансы остаются.
— без привлеченных специалистов «муниципальный фильтр» для кандидата превратится в «непроницаемую пробку».
— кандидат, решивший пойти на конкурентные выборы, должен вложиться дважды: на прохождение «фильтра» и собственно кампанию; цена вопроса выросла вдвое.
— чтобы подвернувшаяся под руку партия «не кинула», лучше создать свою собственную.
Сергей Мошкин