Проблема межнациональных отношений стала одной из самых острых тем современности. Однако, уже в течение достаточно долгого времени она не может найти не только своего решения, но даже адекватного выражения. Долгое время эта тема была закрытой для обсуждения. Любое упоминание национального вопроса расценивалось как признак расизма или шовинизма. Замалчивание продолжалось до тех пор, пока проблема не прорвалась наружу.
Для всего мира таким переломным моментом стало 11 сентября 2001 года. После этой даты замалчивать существование проблемы межэтнических отношений внутри западной цивилизации стало невозможно. Однако, вместо того, чтобы искать адекватные методы её решения, после 11 сентября, страны Запада ударились в прямо противоположную крайность. Чрезмерная этническая терпимость сменилась вспышками национализма и ксенофобии. Согласно социологическим исследованиям, проведенным в США накануне годовщины 11 сентября, выяснилось, что больше половины американцев испытывают недоверие и неприязнь ко всем людям арабской национальности. На этом фоне аресты без суда и следствия арабов, проживающих в США, кажутся шагом, вполне отвечающим настроениям общества, точно так же, как и всплеск националистических и даже фашистских движений, который потряс Европу, во многих странах которой на волне национализма к власти приходят ультраправые партии, обещающие решить все национальные проблемы «простыми и эффективными методами».
Надо отметить, что межнациональные отношения давно стали проблемой и для России, особенно для её крупных городов, которые становятся местами компактного проживания множества этнических диаспор, прежде всего – мусульманского происхождения. Проблема эта стала столь значимой, что президент Путин выделил её решение в качестве одного из приоритетных направлений во внутренней политике России, подчеркнув, что решение это должно быть взвешенным и продуманным, оно не должно оскорблять ни одну из заинтересованных сторон – ни представителей национальных диаспор, ни этническое большинство, проживающее на той или иной территории.
Однако, и без того непростые, межэтнические отношения зачастую осложняются присутствием в них криминальной составляющей. Не для кого не секрет, что некоторая часть крупных криминальных сообществ в российской столице формируется по национальному принципу. Азербайджанская, дагестанская, чеченская, вьетнамская и ряд других преступных группировок, уже много лет являются проблемами для московских стражей порядка.
Такая ситуация приводит к возникновению в столице постоянных конфликтов представителей национальных меньшинств с московской милицией, в которых страдают и те члены диаспор, которые не имеют никакого отношения к криминальным группировкам.
Однако, такая ситуация характерна далеко не для всех городов России. Нечто прямо противоположное мы можем обнаружить в Екатеринбурге. Мусульманские диаспоры в этом городе практически не подвергаются «разработке» со стороны милиции. И, вполне возможно, главной причиной этого является то, что значительная часть самих милиционеров оказывается представителями этих диаспор.
Жители Екатеринбурга, ознакомившиеся в ходе акции «Знай своего участкового» со своими «околоточными», с удивлением обнаружили, что по ряду районов города практически каждый четвёртый участковый инспектор в Екатеринбурге – представитель того или иного мусульманского народа. Оказывается, представители различных этнических сообществ достаточно давно проявляют повышенный интерес к службе в органах внутренних дел города. В ведении участковых, принадлежащих к этническим меньшинствам, по ряду районов, находятся до 70 административных участков из 301. Среди имен уральских милиционеров Муршудов Мушфиг Джамулла-оглы или Алимурадов Хизри Абдулвагабович стали так же привычны, как Щербаков или Борисов.
С одной стороны, такое положение вещей свидетельствует о высоком уровне межнациональной терпимости и толерантности, проявляемых властями Екатерин