Говорить о том, как события на Украине влияют на Россию и к каким последствиям они приведут, можно бесконечно долго. Вообще, про Украину можно говорить бесконечно — и, собственно, этим все и занимаются. Кажется даже, что никакой политики в России больше нет, и в самой стране ничего толком не происходит. Все внутренние события интересуют только небольшую группу журналистов и других вовлеченных в политическую жизнь лиц, обществу же они безразличны. На вопрос «что происходит в России?» и ответить-то сразу не сможешь. Но это не значит, что тут не происходит ничего — наоборот, в тени Украины продолжается бурная, хоть и не заметная рядовому человеку жизнь.
Чаще всего анализ происходящего ограничивается лишь констатацией того, что мы возвращаемся в некое подобие Советского Союза — тот самый СССР 2.0, который пару лет назад придумал пенный политолог Сергей Кургинян. Но эти оценки скорее даются на уровне ощущений, от ужаса перед открывающимися перспективами. В информационное пространство один за другим вбрасываются безумные законодательные инициативы депутатов, некоторые из которых затем принимаются и подписываются президентом. Но и это лишь тень, хоть и не такая большая, как та, которую отбрасывает Украина.
Тем не менее можно попытаться все-таки забыть про события в соседнем государстве и про некоторые продукты деятельности депутатов Госдумы, выхватив из безбрежного информационного потока что-то, что действительно важно.
Например, буквально вчера Госдума одобрила законопроект о назначении 10% членов Совета Федерации президентом России. Казалось бы, на фоне Украины это малозначимое событие: какое может быть дело до сенаторов, когда «Донецкая народная республика» просится в состав России? Но на самом деле шаг принципиальный — это не просто поправка к Конституции (что у нас случалось раньше крайне редко), это первый случай за 20 лет, когда главе государства напрямую дается право участвовать в формировании законодательной власти. Сейчас это пока лишь 10% сенаторов, но первый шаг уже сделан — и зная наши политические традиции, можно ждать продолжения в том же духе.
Другое событие, которое по сравнению с украинским кризисом кажется малозначимым — это масштабные перестановки в МВД, полпредствах и регионах, которые провел на этой неделе президент Путин. Таких «рокировочек» не было уже давно, но что за ними стоит, кажется, мало кому интересно. Между тем двумя полпредами стали генералы — в том числе генерал армии, отправленный в Сибирь, где осенью пройдут выборы в таких непростых регионах как Новосибирская область и Красноярский край. Значит ли это, что Путин возвращается к идее полпредств как полусиловых структур, и будет ли дальнейшее ужесточение надзора за «проблемными» регионами — вопросы интересные, но обсудить их толком не с кем: у всех на уме Краматорск, Славянск, Одесса, а не Красноярск с Новосибирском.
Далее, сами губернаторские выборы. В сентябре они пройдут более чем в 20 регионах — и это число к июню может еще вырасти. В любое другое время это было бы главной политической темой в стране — такие массовые кампании бывают у нас нечасто, и чем черт не шутит — оппозиция могла бы попробовать победить хотя бы в одном из регионов. Но только не сейчас. Губернаторы дружно подают в отставку, получают право на переизбрание, и никто вообще не сомневается в том, что они будут переизбраны. Мы ждали возвращения губернаторских выборов восемь лет, и вот они вернулись — и оказались никому не нужны и не интересны. «Народные губернаторы» на Юго-Востоке Украины нам куда как милее.
А еще в начале мая президент подписал закон, который ввел фильтры для партий на выборах всех уровней, в том числе муниципальных и региональных. Два года все зарегистрированные партии могли выдвигать своих кандидатов без сбора подписей на любых уровнях, но теперь про это можно забыть. Так что господство «большой четверки» парламентских партий и их нескольких сателлитов, цементирующее политическую систему и надежно защищающее ее от развития и движения вперед, будет продолжаться еще долго.
Ну и наконец главное — муниципальная реформа, последствия которой даже трудно себе представить. Если она будет реализована в том виде, в каком предполагается, это изменит облик России до неузнаваемости. Это не только отмена выборов мэров и депутатов в крупных городах, это членение городов на районы, это встраивание муниципалитетов в железную вертикаль — чем это грозит, никто даже не просчитывал. Но с нововведениями пытаются бороться только заинтересованные стороны — руководители городов, которые не только боятся за свою власть, но и действительно понимают, что реформа убьет весь низовой и кое-как налаженный уровень управления. Но обществу в массе своей до реформы нет дела. Пока все смотрят, как на Украине выдвигают мэров на площадях, у нас мэров скоро нельзя будет выбрать вообще никак, но мы этого даже не заметим.
Из небольших штрихов к этой картине — фактическое выключение из политической жизни Алексея Навального. Человек, который год назад считался одним из двух настоящих политиков России (наряду с Путиным, конечно), теперь сидит под домашним арестом, который в любой момент может превратиться в реальный, и в общем-то ничего не может с этим сделать. Мог бы или нет — вопрос на самом деле спорный, но ответа мы на него так и не узнаем. Но и давайте признаемся честно — на фоне происходящего Навальный кажется политиком из какой-то другой эпохи, эпохи, где разоблачение Якунина или Исаева было важным политическим событием, эпохи, ушедшей в прошлое. Путин резко поднял ставки в игре, и теперь важными считаются события совсем другого порядка.
И вот, если взглянуть на эти события сразу, то можно начать догадываться, что происходит в России: система нашла способ воспроизводить себя еще на какое-то время, и сейчас она закладывает свой фундамент на ближайшие пять, а, может быть, и десять лет. Ведь те же перевыборы губернаторов — это обнуление прошлого и продление сложившейся конфигурации как раз на эти пять лет. То же самое и с некоторыми отставками и назначениями. Для довершения картины было бы логичным распустить и Государственную думу и как можно скорее провести выборы по новой системе — в нынешних условиях это даст нам примерно тот же состав депутатов, что есть сейчас, но избавит пусть от гипотетической, но все-таки проблемы 2016 года. А новый состав думы мог бы спокойно начать менять Конституцию еще раз и еще раз как душе (понятно, чьей) угодно.
И в этом ракурсе происходящее на Украине кажется скорее операцией прикрытия для куда более важного процесса — переутверждения системы, которая пару лет назад казалась хрупкой и обреченной на провал. И даже если украинские события никто не планировал, именно с этой целью — но ими с этой целью пользуются, сомнений нет. Прием очень эффективный, и пока он работает, отказываться от него никто не будет.
В феврале, когда еще в Сочи шли Олимпийские игры и россияне по этом поводу испытали небывалый патриотический подъем и прилив лояльности, казалось, что российской власти для сохранения этой картины нужно взять и устроить какую-нибудь «Вечную Олимпиаду», чтобы люди сидели и смотрели ее, не отвлекаясь на политику. Но сейчас понятно, что никакой вечной Олимпиады не будет — скорее будет вечная война.
Алексей Шабуров