
Спустя эти два года Мишарина на Урале почти не вспоминают — он появился ниоткуда и ушел хоть и не в никуда (в руководство РЖД), но явно очень далеко от своего региона. И дело здесь не только в скоротечности его губернаторства, но и в самом характере правления. Типичный временщик, он с первых дней попытался «построить» всю местную элиту, заставить ее играть по придуманным им самим же правилам. Кое-что ему удалось: в Екатеринбурге был введен пост сити-менеджера, а в Заксобрании ликвидирована двухпалатная структура. Но эта неоправданная жесткость и неумение вести с элитами диалог стоили Мишарину должности — хоть и считается, что он ушел в отставку из-за последствий страшной аварии, на самом деле его проблемы начались еще до этого: усилиями нескольких влиятельных групп были буквально «слиты» выборы «Единой России» в Госдуму и Заксобрание, и это стало красноречивым свидетельством политической неэффективности губернатора.
Печальный опыт предшественника ничему не научил его сменщика Евгения Куйвашева. Несмотря на различия во внешнем стиле поведения (Куйвашев более апатичен и невнятен, хоть и пытается выглядеть, скорее, «народным губернатором», чем «технократом»), модель взаимодействия с политическим сообществом выбрана та же. Губернатор, назначенный сверху, пытается точно так же «сверху» и действовать, считая себя не частью местной элиты, а надзирателем, послом вертикали власти.
Однако для успешного правления, тем более в таком непростом регионе как Свердловская область, вертикальной модели явно недостаточно. Политику здесь формирует несколько влиятельных групп, имеющих свои экономические интересы — и это не те люди, которых можно просто взять и «построить». Тем более что для этого нужен немалый политический опыт и даже искусство — а губернатор Куйвашев, как уже не раз говорилось, в публичной политике никогда не участвовал, на выборах не побеждал, и чем обусловлено его движение вверх по карьерной лестнице, во многом остается дискуссионным вопросом.
При таких стартовых позициях губернатору еще два года назад надо было выбрать совсем иную стратегию — потихоньку налаживать контакты со всеми этими группами, маневрировать между ними, не ущемляя, но и не выдвигая никого вперед. Но то ли Куйвашев счел это ниже своего достоинства, то ли чувствовал нехватку времени и хотел сделать все быстро, то ли стремился обеспечить интересы неких третьих сил, но уже несколько месяцев спустя он пошел напролом и стал совершать ошибку за ошибкой, вызывая недоумение со стороны политического сообщества.
О провалах Куйвашева за эти два года говорилось неоднократно — неудачи преследуют губернатора как в политике, так и в экономике. За эту весну Куйвашев на 10 мест рухнул в рейтинге эффективности губернаторов, правительство не включило Свердловскую область в топ-20 регионов с самой эффективной властью, дефицит бюджета вырос в десятки раз — и этим, в общем-то, все сказано. Пытаясь как-то закрепиться во власти, Куйвашев пытался инициировать досрочные выборы, чтобы в сентябре стать полноценным губернатором и попробовать начать все заново — но, судя по всему, Кремль попросил его (как и его пермского коллегу Басаргина) «не дергаться».
В итоге сложилась невыгодная и проигрышная для всех ситуация. Куйвашев оказался в заложниках своего двусмысленного положения, окруженный многочисленными конфликтами, которые он сам создал и сам оказался не в состоянии урегулировать. Свердловская элита — вторая сторона конфликта — вроде бы не сдается, но одновременно не может пока добиться и отставки губернатора, продолжая несколько вяло играть с ним в политические «кошки-мышки». Наконец, в заложниках всей этой конфигурации оказалась и сама Свердловская область — почти сто муниципалитетов и четыре с лишним миллиона жителей. Неблагоприятные внешние условия накладываются на внутренний кризис, каких регион не видел уже давно. И пока во главе региона не окажется человек, считающий себя частью области, а не присланным сверху надсмотрщиком, ничего не изменится, и неотвратимое движение вниз продолжится. Спасти область могли бы серьезные реформы, но губернатор Куйвашев на роль такого реформатора, способного консолидировать регион ради общей цели, явно не походит. Два прошедших года — лучшее тому подтверждение.
Алексей Шабуров