В 2004 году будет старт реформы местного самоуправления в России. Для Свердловской области это дает прекрасную возможность избавиться от проблем, которые на протяжении доброго десятка лет лихорадят весь регион и в особенности областной центр. И главная из них - застарелый конфликт между областными и городскими властями.
Выступая в феврале 2003 года на ежемесячной пресс-конференции, губернатор Эдуард Россель предложил разделить областной центр на 26 муниципальных образований.
Предстоящая муниципальная реформа позволяет претворить эту инициативу в жизнь в самом ближайшем будущем. Практическая работа по подготовке конкретного плана разделения Екатеринбурга уже началась.
Естественно, возникает вопрос: зачем все это нужно и почему выбран именно такой вариант решения проблем областного центра? Ответ на него дает весь мировой опыт местного самоуправления. Он убедительно показывает, что сравнительно небольшие территориальные единицы управляются лучше и эффективнее, чем огромные мегаполисы. Поэтому тот кризис, который нынче переживает Екатеринбург, вызван не столько некомпетентностью городских властей, но и такой чисто объективной причиной, как размеры города.
В пользу разделения есть еще один веский аргумент. Понятие «местное самоуправление» по своему смыслу предполагает прямое участие людей в принятии решений, непосредственный контроль с их стороны над действиями власти. Но это практически невозможно осуществить в полуторамиллионном городе с его и громоздкими, и малопонятными простому человеку управленческими структурами. В итоге местное самоуправление подменяется бюрократическим администрированием в его худшем виде, а участие горожан в решении муниципальных проблем становится во многом фикцией (нельзя же всерьез считать таковым голосование на выборах раз в четыре года!).
Отсюда вывод: Екатеринбург следует разделить на несколько гораздо меньших по размеру муниципальных единиц. Их количество может быть различным, но оптимальным представляется именно число 26, которое и озвучил в своем выступлении губернатор. Во-первых, оно примерно соответствует количеству исторически сложившихся жилых районов, с которыми их жители привыкли себя идентифицировать (Уралмаш, Эльмаш, Втузгородок и др.). Во-вторых, мировая практика показывает, что муниципальное образование с численностью населения примерно в 50 тыс. человек, с одной стороны, достаточно компактно, что в нем реально могло осуществляться местное самоуправление, а с другой стороны, обладает экономическим потенциалом, необходимым для решения вопросов местного значения.
Противники разделения Екатеринбурга на отдельные небольшие города могут возразить, что это резко увеличит число муниципальных чиновников. Действительно, общая численность управленческого аппарата существенно возрастет, но ничего плохого здесь нет. Вопреки расхожему стереотипу, в России не только нет избытка чиновников, но, напротив, наблюдается их серьезный дефицит, особенно на местном уровне.
Достаточно сказать, что количество государственных и муниципальных служащих и доля расходов на у правленческий аппарат у нас в 5-7 раз ниже, чем в Швеции, и в 3-4 раза ниже, чем в США. Поэтому увеличение числам управленцев является одним из условий повышения качества муниципальных услуг, оказываемых населению Екатеринбурга.
Довольно сложным вопросом, который возникнет при разделении областного центра, является управление и финансирование городской инфраструктуры и муниципальных служб. Здесь предполагается использовать два варианта. Школы, муниципальные больницы, подстанции скорой помощи, муниципальные учреждения социальной помощи, местные жилищно-эксплутационные службы вполне могут переданы на баланс вновь созданных 26 муниципалитетов с закреплением за их бюджетами соответствующих расходных полномочий. Что касается общегородских муниципальных предприятий, таких, как «Водоканал», Екатеринбурггаз (где городской администрации принадлежит 50%), метрополитен, травмайно-троллейбусное управление и т.д., то их намечается акциониров