Вокруг главной дорожной компании Свердловской области — ОАО «Свердловскавтодор» — продолжают происходить события, не имеющие очевидных объяснений. Как известно, в прошлом году над компанией нависла угроза банкротства, но несмотря на это она решила взять в кредит почти 800 миллионов рублей.
В конце прошлого и в начале нынешнего года «Свердловскавтодор» разместил на портале госзакупок три заказа на открытие кредитных линий: два заказа на 200 миллионов рублей и один на 390 миллионов. Известно, что кредиты будут предоставлять ВТБ и «Газпромбанк».
Столь внушительная сумма кредитов вызвала подозрение у свердловских общественников из проекта «РосЯма». Им показалось странным, что предприятие залезает в такие огромные долги, в то время как ему самому положены выплаты от другой компании — тюменского «Аэродромдорстроя».
«Ситуация такая. «Аэродромдорстрой» был генподрядчиком на реконструкции Тюменского тракта, а «Свердловскавтодор» был там субподрядчиком. В рамках контракта свердловская компания должна получить более 900 миллионов рублей, но выплат, судя по всему, до сих пор не было. Но вместо того, чтобы требовать деньги от генподрядчика, «Свердловскавтодор» берет огромные кредиты, то есть словно бы специально загоняет себя в долги. Зачем это делается?» — рассуждает координатор екатеринбургской «РосЯмы» Алексей Беззуб. «Аэродромдорстрой», о котором идет речь, считается компанией, близкой к мэру Москвы Сергею Собянину и, как следствие, свердловскому губернатору Евгению Куйвашеву.
В прошлом году на «Свердловскавтодор» уже был подан иск о банкротстве, кроме того, компания засветилась в нескольких других скандалах, в ее офисах проводились полицейские проверки. Беззуб не исключает, что все эти события могут быть частью одной схемы, цель которой — развалить предприятие и тем или иным способом завладеть его активами.
«Нужно понимать, что «Свердловскавтодор» — это не какое-то отсталое предприятие, это один из лидеров на рынке, это ультрасовременное предприятие, владеющее техникой, которой нет у других местных компаний. Помимо этого, оно формально принадлежит государству и, следовательно, не может платить откаты. Поэтому нельзя исключить, что у определенных групп есть желание обанкротить «Свердловскавтодор» и занять его место», — полагает Беззуб.
Если эта теория хоть в какой-то степени верна, то получается, что в схеме может быть задействовано и нынешнее руководство предприятия. Тут стоит напомнить, что в данный момент «Свердловскавтодор» возглавляет выходец из Тюмени Дмитрий Рыбин, которого часто называют соратником губернатора Евгения Куйвашева.
Чтобы подтвердить или опровергнуть эту версию, координатор «РосЯмы» намерен обратиться в прокуратуру и Счетную палату. «В первую очередь нас интересует заказ по Тюменскому тракту. Хотелось бы, чтобы органы провели проверку того, как «Аэродромдорстрой» выполняет свои обязательства. Надо постараться спасти предприятие от искусственного разорения», — поясняет Беззуб.