Реформирование системы государственной власти в России, предпринятое президентом Путиным, по всей видимости, в самое ближайшее время будет проложено на следующем, более глубоком уровне. Вслед за перераспределением полномочий между центром и регионами, предпринятым комиссией Козака в этом году, в самое ближайшее время нас будут ждать значительные изменения в области муниципального управления и, по всей видимости, реформа законодательных собраний субъектов федерации.
Впервые о создании единого для всех регионов законодательства, которое бы упорядочивало систему избрания и работы местных парламентов, ещё в конце августа заговорил заместитель председателя Совета Федераций Александр Трошин. Многие аналитики считают, что именно ему будет поручено проведение парламентской реформы.
В основе предложений Трошина лежат две основные идеи. Прежде всего, это унификация принципов формирования и работы законодательных собраний регионов. Во-вторых, это стремление открыть доступ в местные парламенты исключительно для федеральных партий. В результате их сочетания мы, по всей видимости, должны получить одномандатный парламент с относительно небольшим (порядка 15 – 50 человек, в зависимости от населения региона) однопалатный парламент, избираемый раз в четыре года голосованием по партийным спискам, в которые будут включаться исключительно федеральные партии. В свете последних предложений Александра Вешнякова, не исключено, что и выборы во все законодательные собрания на территории РФ будут проходить одновременно.
Пока эти планы Кремля ещё даже не оформились в законодательные инициативы, а до их принятия в качестве обязательного для всех регионов закона пройдёт никак не менее двух лет. Однако, на прошлой неделе состоялось сразу несколько знаменательных событий, говорящих о том, что реформа законодательных собраний субъектов федерации из области проектов уже переходит в царство реальности. Пока эти события носят местный характер, и практически не заметны в масштабах страны, однако, тем не менее, они являются яркими показателями того, что и более глобальные изменения вполне могут стать реальностью.
Так, президент Кабардино-Балкарии Валерий Коков считает, что в республике возможно образование однопалатного парламента. «Подобная структура (двухпалатный ныне действующий парламент) в свое время была оправдана и сыграла свою позитивную роль, – заявил он, – но если иметь в виду эффективность законодательной деятельности, то, наверное, наша республика при нынешнем политическом, межнациональном, межконфессиональном единстве может пойти на формирование однопалатного парламента с постоянно действующим президиумом». Одним словом, в современной обстановке сенат в Кабардино-Балкарии оказывается лишним и не соответствующим нормам жизни. Не говоря уже о пожеланиях федерального центра. И не приходится сомневаться, что в самое ближайшее время законодательное собрание этой кавказской республики (а там, возможно, и других субъектов федерации) будет «приведено в соответствие», причём, вполне возможно, безо всякого федерального закона.
Однако, и однопалатные парламенты чувствуют острую нужду в реформировании.
Так, на прошлой неделе пермские законодатели обсуждали новую схему выборов областного парламента. Федеральный центр предложил внести изменения в принципы формирования законодательных собраний субъектов федерации, и пермяки решили откликнуться на него одними из первых. Новый закон «О выборах депутатов ЗС» предусматривает избрание депутатов не только по одномандатным округам, как было раньше, но и по партийным спискам, как было рекомендовано Кремлём. Пока «одномандатников» и «списочников» будет поровну, но, вполне возможно, что уже через несколько лет первые исчезнут совершенно, что, несомненно, положительным образом скажется на популярности и финансировании федеральных политических партий в регионе.
Впрочем, политические партии оказываются в выигрыше и при одномандатной (мажоритарной) системе.<