В минувшую субботу активисты проекта «РосЯма» провели рейд по екатеринбургским дорогам, которые подрядчики должны были переделать по гарантии за свой счет. Всего таких объектов по городу насчитывается порядка 37. За два с половиной часа координатор «РосЯмы» Алексей Беззуб, юрист «Роспил-УрФО» Екатерина Петрова и автор микроблога TramEkb Иван Соломин объехали десять участков. Только трем из них была поставлена оценка «отлично». В большинстве случаев подрядчик исправлял дефекты как получится. Однако участники проекта в целом остались довольны и таким результатом, поскольку до появления «РосЯмы» дорожники вообще не исправляли свои недоделки.
За переделку гарантийных дорог «РосЯма» активно взялась весной 2013 года. После того, как с дорог вместе со снегом сошел асфальт, общественники предложили администрации Екатеринбурга осмотреть дороги, находящиеся под гарантией, и заставить подрядчиков вернуться к тем участкам, где появились выбоины, колеи или дырки. Примечательно, что у всех подрядчиков на претензии к их работе был один ответ: плохая «подушка». Результатом пятинедельной работы активистов и волонтеров тогда стали предписания об устранении дефектов, направленные городскими властями подрядчикам.
Итоговый рейд «РосЯмы» был намечен на 5 октября, однако большинство горожан предпочло наблюдать за ним дистанционно — обмениваясь комментариями в «Твиттере». По словам Екатерины Петровой, жители Екатеринбурга уже просто привыкли, что за них дефекты на дорогах осматривают и фотографируют общественники. Хотя изначально сам проект задумывался как сайт, на котором горожане самостоятельно выкладывают фотографии недостатков работы дорожников.
Тем не менее рейд состоялся: днем в субботу активисты «РосЯмы» начали осмотр с четной и нечетной стороны проспекта Ленина на участке от улицы Московской до Вайнера. Здесь хватило визуального осмотра из машины, чтобы поставить работе подрядчиков оценку «отлично». Также не вызвали вопросов обе стороны улицы Репина на участке от Новомосковского тракта до улицы Коперника.
Совсем другая картина ждала активистов после поворота на улицу Папанина, где виднелась колея. Возле дома № 18а в асфальте была обнаружена дыра, из которой проглядывала брусчатка.
«Эту дорогу делали в прошлом году, — пояснила Екатерина Петрова корреспонденту «Политсовета». — Когда мы весной нынешнего года ездили с заказчиком на эту дорогу, заказчик был в недоумении от того, что здесь за такой срок образовались колеи».
Чуть добросовестнее подрядчика улицы Папанина оказался исполнитель работ на улице Гурзуфской. Появившиеся весной колеи на участке от улицы Посадской до Белореченской были замазаны асфальтом. Алексей Беззуб обратил внимание, что «по-хорошему» здесь следовало бы провести фрезеровку асфальта и положить новый. Участку на Гурзуфской после осмотра была поставлена «тройка». Аналогичную оценку получил участок на Чкалова от Бардина до Шаумяна, где подрядчик не доделал 20-30 метров дороги.
«Смысл в том, что подрядчики хоть как-то переделывают свои косяки. Так, как на Гурзуфской и Чкалова подрядчики никогда не переделывали», — отметила Екатерина Петрова.
По ее словам, подрядчики до вмешательства «РосЯмы» пользовались тем, что администрация Екатеринбурга не всегда располагала необходимыми для проверки людскими ресурсами. На один район города приходилось в среднем около четырех контролеров от администрации города. После подключения к проверке гарантийных дорог общественности подрядчики впервые за историю дорожных работ начали исправлять по гарантии дефекты. За счет этого удалось сэкономить 132 млн рублей. Серьезность намерений «РосЯмы» заметили впоследствии и городские власти.
«Я приезжаю в администрацию. Там спрашивают: какие претензии? Где брать керн? Администрация готова идти навстречу. Готова присылать специалистов, если будут доказательства», — сказал Беззуб.
Однако как только к сотрудничеству с «РосЯмой» подключились городские власти, практически на «нет» сошла активность самих горожан. Если в прошлом году на сайт проекта приходили фото- и видеодоказательства некачественного ремонта дорог, то сейчас люди ограничиваются жалобами в «Твиттере». Внезапно у жителей Екатеринбурга стало не хватать времени для того, чтобы сфотографировать яму и приложить ее адрес.
Активисты «РосЯмы» опасаются, что подрядчики, заметив снижение интереса общественности, примутся за старое.
Один из таких примеров был обнаружен в ходе субботнего рейда на улице Амундсена на участке от Бардина до Шаумяна. К слову, здесь и на Чкалова дорогу ремонтировал один и тот же подрядчик, однако исправить дефекты у него хватило сил только на одном участке.
Еще одним проблемным объектом, который посетили активисты «РосЯмы», стал печально известный Бебелевский мост. Переделывая здесь дорогу, подрядчик столкнулся с необходимостью в проведении бетонных работ. Работы пришлось приостановить до начала следующего сезона.
Алексей Беззуб отметил, что подрядчикам в Екатеринбурге вообще бы не пришлось ничего переделывать, если бы во всех случаях соблюдалась правильная технология укладки асфальта.
«Чтобы дороги служили долго, должен быть качественный материал, не нарушаться технологии и главное — не должны воровать», — резюмировал Беззуб.
Однако даже если подрядчик добросовестно выполняет все эти правила, он натыкается на нетерпение автомобилистов. Нередко в городе наблюдалась картина, когда вслед за катком, который выравнивал асфальт, сразу же ехали автомобили. Это стало возможным, поскольку автоинспекторы не полностью перекрывают ремонтируемые участки. В ГИБДД полумеры объясняют боязнью вызвать недовольство со стороны автомобилистов.
«В том, что в нашей стране плохие дороги, виноваты все: ГИБДД, подрядчики, власть, сами люди. Нужно, чтобы люди сами об этом знали. Для этого нужно вести постоянную пропаганду», — подытожила Екатерина Петрова.