29 мая губернатор Евгений Куйвашев и его приближенные отметили первую годовщину собственного пребывания в свердловской власти. Как водится в таких случаях, были подведены итоги: пресс-служба губернатора красочно представила статистику за прошедший год, а близкие к областному руководству СМИ сделали акцент на способности Куйвашева договариваться с элитами. Однако уже день спустя все эти праздничные отчеты можно подвергнуть серьезному сомнению.
Фотография Департамента информационной политики губернатора Свердловской области
С самого утра неприятный сюрприз Куйвашеву преподнес журнал Forbes, опубликовавший рейтинг 30 лучших городов для бизнеса. Результат Екатеринбурга оказался провальным: 26-е место из 30: хуже него только Ростов-на-Дону, Магнитогорск, Ижевск и Владивосток.
«Столичный статус начинает оказывать отрицательное влияние на Екатеринбург: слишком высока конкуренция девелоперов за участки, не на всех хватает ресурсов, технических и людских. Несмотря на то, что вузы города ежегодно выпускают много специалистов, в городе, по данным Headhunter.ru, на одну вакансию приходится всего 1,59 резюме — это самый низкий показатель в рейтинге. Другой фактор, определивший снижение места города в рейтинге — налоговое администрирование. По информации из базы данных арбитражных судов, налоговики Екатеринбурга выступали истцами или ответчиками в 167 судебных разбирательствах, а согласился с их доводами суд лишь в 16 случаях», — пишут составители рейтинга.
В рейтинге другого журнала — «Русского репортера» — Екатеринбург также не смог подняться на высшие строчки. В списке перспективных мегаполисов уральская столица заняла итоговое 4-е место (при 6-м месте в статистическом рейтинге). «Екатеринбург явно просел по статистическим показателям. Возможная причина: городу теперь приходится действительно развиваться, а не восстанавливаться», — пояснили эксперты.
Разумеется, можно возразить, что проседание Екатеринбурга нужно ставить в укор местной мэрии, а не губернатору — но на самом деле с политической точки зрения от этого проигрывает именно Куйвашев. Во-первых, провал произошел именно за последний год, да и публикация рейтингов совпала с губернаторской годовщиной Куйвашева — так что в глазах думающей аудитории это совпадение явно не будет выглядеть случайным.
Во-вторых, и это главное, Куйвашев неоднократно пытался взять на себя ответственность за ситуацию в Екатеринбурге, и теперь именно ему эту ответственность и придется нести. Первая составляющая этой ответственности — программа «Столица», которую губернатор пообещал принять сразу после вступления в должность. В итоге прошел год, программа так и не заработала, а Екатеринбург уже опускается вниз. Теперь лицом программы стал вице-губернатор Яков Силин, но он в лучшем случае должен будет разделить эту ответственность со своим шефом.
Вторая составляющая, уже чисто политическая — это те договоренности, которые были достигнуты между Куйвашевым и администрацией Екатеринбурга на прошлой неделе. После этих договоренностей мэрия фактически устраняется из активного политического поля, и в публичном пространстве город отдан на откуп губернаторской команде. То есть в независимости от реального положения дел, любой удар по Екатеринбургу будет ударом по Куйвашеву. И судя по опубликованным рейтингам, эти удары не прекратятся.
Другой большой блок претензий к губернатору — это его стиль выстраивания отношений с элитами. Сколько бы сторонники Куйвашева не говорили об умении губернатора разрешать конфликты, любому беспристрастному наблюдателю очевидно, что это не так. Сам по себе Куйвашев действительно не столь конфликтен, как его предшественник Александр Мишарин, но этого явно недостаточно: многие конфликты возникают не по его воле, и тогда он не знает, что с ними делать, тянет время, и от этого противостояния приобретают лавинообразный характер.
Самое острое противостояние последних месяцев — это, разумеется, конфликт город/область. Теперь этот конфликт заморожен, но отнюдь не благодаря политическому искусству Куйвашева, а по настоянию администрации президента. Более того, искусный политик просто не допустил бы этого противостояния и начал действовать еще полгода назад. Однако Куйвашев тогда не предпринимал вообще ничего.
Кроме того, притчей во языцех стали конфликты внутри самого областного руководства: между премьером Паслером и замруководителя администрации губернатора Алексеем Багаряковым, между другими чиновниками губернаторской администрации. Идет время, губернатор не вмешивается, и никто не может предсказать, когда ситуация взорвется — а вероятность такого взрыва очень высока.
То и дело вспыхивают политические конфликты в муниципалитетах: самый острый и затяжной в Первоуральске, а кроме того — в Белоярском, Полевском, Кушве. Отдельно стоит упомянуть Тавдинский район, в котором и вовсе создана инициативная группа по отделению от Свердловской области. Такого не было даже при Мишарине.
Одной из причин такой неспособности вовремя оценить ситуацию и вмешаться в неё может быть отсутствие у губернатора собственной слаженной команды. Год назад ей было неоткуда взяться, но за прошедшие 12 месяцев Куйвашев не предпринял никаких попыток, чтобы эту команду создать. В итоге его окружение составляют остатки мишаринских и росселевских команд, между которыми нет и не было никакого согласия.
Сравнение Куйвашева с его предшественником Мишариным позволяет сделать некоторые политологические выводы и даже описать модель поведения неудачливого губернатора-назначенца. Такой губернатор в попытках создать свою команду, судя по всему, проходит три стадии: 1. Сейчас всех разгоним и всё наладится. 2. Что-то не получается — будем постоянно тасовать тех, кто есть. 3. Выхода нет — придется по максимуму вернуть команду предшественников. Вспомните — перед своей отставкой Мишарин назначил главой правительства росселевского выдвиженца Владимира Власова, и вкруг Куйвашева сейчас всё больше проверенных росселевских людей: Вадим Дубичев, Александр Левин, Анатолий Гайда. Да и сам Эдуард Россель вернулся в активную политику, выдвинувшись кандидатом в городскую думу. Осталось лишь подождать, когда Владимир Власов снова станет и.о. премьера.
Вывод по итогам прошедшего года будет, наверное, банальным — хотя, конечно, и не банальнее самого свердловского губернатора. Кто бы что ни говорил, какие цифры бы ни приводились, но Евгений Куйвашев — случайный человек в свердловской власти, и что-то подсказывает, что таких ежегодных подведений итогов на губернаторском посту у него впереди будет совсем немного — если будут вообще.