Федеральное правительство, скорее всего, не будет финансировать строительство второй ветки метро в Екатеринбурге, первую очередь которой планировалось построить уже через пять лет, к матчам Чемпионата мира по футболу. Такое решение, безрадостное само по себе, может стать неутешительным диагнозом всей областной политики в отношении Екатеринбурга, и в особенности широко разрекламированной программе «Столица».
Об отказе в финансировании метро стало известно на прошлой неделе. Как писала газета «Известия», решение, хоть и пока еще не окончательное, уже было озвучено на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. До этого, в середине марта, об отказе в финансировании региональных транспортных проектов говорил другой вице-премьер Игорь Шувалов.
В екатеринбургской администрации неоднократно заявляли о том, что без федерального и областного финансирования вторую ветку метро построить будет невозможно. При этом даже несмотря на отсутствие денег из Москвы и области городские чиновники подготовили необходимые проекты и даже предложили сделать новую ветку метро частично автоматизированной.
Причины, по которым Москва не хочет помогать городам строить метро, в общем, понятны. Суммы, необходимые на такое строительство, исчисляются десятками миллиардов рублей, а проблемы, которые решает метро, далеки от интересов высокопоставленных федеральных чиновников. Однако такое отношение правительства к метро — далеко не новость, и пробить эту стену все же возможно, однако для этого необходимы совместные усилия как городских, так и областных властей, которых по факту сейчас нет.
Свердловское правительство и лично губернатор тему метро комментируют довольно редко, а в тех случаях, когда комментируют, чаще всего обходятся общими словами о том, что оно нужно и что оно будет построено, если город получит право на проведение выставки ЭКСПО-2020. Из этих слов можно сделать вывод, что областные власти, как и федеральное правительство, не слишком стремятся построить хотя бы несколько станций уже к 2018 году.
О том, что метро так и не стало приоритетом для свердловской власти, можно догадаться уже по тому факту, что планы по его строительству не попали в широко обсуждаемую программу «Столица». Эта программа была анонсирована в первые же дни губернаторства Евгения Куйвашева, и областное руководство многократно утверждало о том, что именно этот документ должен будет решить если не все, то очень многие из транспортных проблем Екатеринбурга. В программе значатся строительство развязок, реконструкция мостов, расширение перекрестков, но главного, что сейчас требуется от области — помощи в лоббировании и финансировании строительства метро — там нет. Впрочем, и без метро на программу будет потрачено 20 миллиардов.
Безусловно, можно возразить, что строительство метрополитена не попало в «Столицу» именно потому, что федерация не спешит выделать на него деньги. Однако и в этом случае факт остается довольно красноречивым: свердловские чиновники даже не попытались «выбить» эти деньги, а сразу отказались от них задолго до того, как федеральное правительство озвучило свой вердикт.
Впрочем, как говорят специалисты, отсутствие планов по строительству метро — это только одна из многочисленных проблем «Столицы». Уже сейчас, когда программа только-только начала действовать, вокруг её содержания вспыхивают различные споры, а многие эксперты сомневаются в том, что она будет работать и хоть как-то улучшит транспортную ситуацию в городе. Областные чиновники, к примеру, не спешат включать туда заявки, которые подает городская администрация, отправляя их на доработку, а в мэрии, в свою очередь, говорят о том, что «Столица», по сути, дублирует уже существующие планы администрации и содержательно не дает городу ничего нового.
Уже совсем скоро в Екатеринбурге официально стартует предвыборная кампания, и можно предположить, что программа «Столица» из экономического инструмента превратится в политический лозунг, вокруг которого будут биться различные силы и группы интересов. Собственно, это уже начало происходить: именно эта программа упоминалась на плакатах вице-губернатора Якова Силина, которые он пытался разместить на улицах Екатеринбурга. Если это действительно так, то будущее этой программы видится довольно туманным: не исключено, что после выборов областное руководство постарается поскорее забыть о ней, как это обычно и бывает с большинством предвыборных проектов российской власти.