Предвыборные битвы в Екатеринбурге за семь месяцев до непосредственной даты голосования перешли в активную стадию. Пока мэрия навязчиво «раскручивает» своего кандидата на пост главы города Александра Высокинского, областная администрация стремительно меняет правила игры и навязывает городу новую избирательную систему.
Смена избирательной системы в Екатеринбурге была похожа на спецоперацию: о законопроекте стало известно в прошлую среду, а в нынешний вторник он уже был утвержден во всех трех чтениях. Мэрии осталось только взмахнуть после драки кулаком — сегодня, когда уже ничего нельзя изменить, в газете «Вечерний Екатеринбург» вышла критическая статья о новой системе.
После принятия закона стало понятно, что основным полем битвы в сентябре, скорее всего, будут именно выборы депутатов, а вовсе не выборы мэра, как это могло бы показаться. Область дает понять: ей далеко не все равно, кто станет депутатом, и она намерена активно вмешиваться в этот процесс. Новая избирательная система фактически лишила мэрию возможности выдвинуть свой список кандидатов на проходные места в гордуму: проходных мест как таковых теперь больше не будет.
Нетрудно представить, как это усложнит жизнь екатеринбургской мэрии. На сентябрьских выборах «Единая Россия» получит, скорее всего, 7—8 мандатов по партийным спискам, и при старой системе городу достаточно было найти не более десяти преданных человек, которыми можно было «забить» верхнюю часть списка. В нынешних же условиях этого недостаточно: поскольку неизвестно, какой территориальной группе достанется мандат, мэрии придется искать как минимум 18 лояльных кандидатов. Мало того, это должны быть люди, за которых избиратель будет готов проголосовать — ведь фамилии членов территориальных групп будут вписаны в бюллетень и люди будут ориентироваться в том числе и на них. И далеко не факт, что администрация сможет таких кандидатов найти.
Новая система дезориентирует самих потенциальных депутатов. Раньше они шли на переговоры с мэрией, четко зная, за что «торговаться»: за конкретное место в списке. Для получения, скажем, пятого номера, были одни условия, для получения восьмого — другие. Теперь же этот торг лишен смысла — можно выбрать себе округ, но никаких гарантий это не дает.
Непредсказуемость и неуправляемость выборного процесса играет в этом случае на руку областной администрации, у которой также нет достаточного количества своих проходных кандидатов, но ей принципиально важно разорвать связи между депутатским корпусом и мэрией. Депутаты, выбранные по фактически лотерейной системе, будут иметь меньше обязательств перед городом и их будет проще переманить на свою сторону.
Впрочем, возможности для маневра у мэрии пока что остаются. Вместо того, чтобы расставлять своих кандидатов по территориальным группам «Единой России», ей теперь выгоднее провести своих людей в первые тройки других партий. Именно члены этих троек и будут бороться за мандаты, которые не возьмут единороссы. Учитывая опыт думских выборов 2011 года, можно предположить, что таких мандатов будет около десяти — то есть больше половины. Однако и небольшим партиям новый закон осложнил жизнь: помимо первых троек, любая партия должна теперь найти еще 14 человек в округа, и эта необходимость также повышает ставки в игре и затрудняет возможные переговоры.
Как бы то ни было, реформа избирательной системы существенно меняет акценты и приоритеты будущей кампании. Судя по всему, область готова до конца бороться чуть ли не за каждого депутата, и при этом, возможно, согласится на постороннего кандидата в мэры. Такую позицию легко понять. Во-первых, своего кандидата у команды Куйвашева нет (если бы он был, мы бы его уже знали). Во-вторых, на результат этого голосования в условиях нынешней конкуренции намного труднее повлиять. И самое главное: это та позиция, проигрыш которой ничего не меняет.
В самом деле, мэром может стать любой человек — хоть Высокинский, хоть Бурков, хоть даже Альшевских. Но реальную конфигурацию власти в Екатеринбурге на ближайшие пять лет определит то, кто именно станет депутатом. Именно депутаты, а не мэр, будут назначать сити-менеджера, принимать бюджет, утверждать структуру администрации. И если «серому дому» удастся сохранить контроль над депутатским корпусом, никакой мэр, даже самый оппозиционный, не будет ей страшен. Точно также выигрыш или проигрыш области будет зависеть не от того, кто станет главой города, а от того, сможет ли она «выбить» депутатские кресла из-под городской администрации.
Можно предположить, что теперь нас ждет две кампании: одна (несколько потешная) за пост мэра, и другая (с реальной и жесткой борьбой) за избирательные округа. После принятия вчерашнего закона маски, наконец, сброшены и теперь осталось только ждать, кто нанесет следующий удар.